Газета «Наш Мир»
Условия возникновения идей Нурсултана Назарбаева
Новые идеи, впервые выраженные в выступлении Нурсултана Назарбаева в МГУ в 1994 году, от которого и отсчитывается история «назарбаевского евразийства», возникли в очень специфических исторических условиях - на переломе крупных исторических эпох.
Предыдущая эпоха была эпохой господства в Евразии двух огромных империй: Российской и Цинской. Они начали свое встречное движение приблизительно в одно и то же время (походы в Сибирь до момента завоевания этой территории начались в 1485-1585 годах; походы и завоевания маньчжурского правителя Нурхаци – основателя маньчжурской империи, относятся к 1589-1616 годам). Уже в середине XVII века две империи вошли в соприкосновение на Амуре, а к середине XIX века почти вся территория Центральной Азии была поделена между этими империями. Был установлен фронтир, поделивший Евразию на две части, который сохраняется и по сей день.
Этот процесс может быть представлен в виде следующей хронологии:
1. Период распространения - конец XVI - начало XVIII веков, когда основной чертой политики двух империй был захват новых территорий. На этом этапе империи еще не оформились полностью, многие важные черты еще не появились, а Российская империя на этом этапе даже не именовалась империей.
2. Период расцвета - начало XVIII - середина XIX веков, когда две империи достигли пика своего развития и максимальной силы. В это время на захваченных территориях был установлен наиболее жесткий режим господства и колониальной эксплуатации.
3. Период упадка и разрушения - середина XIX - конец ХХ века. В этот период сформировались и вызрели тенденции, приведшие к ослаблению, упадку и краху обоих империй, с образованием “постимперских” государств: СССР-РФ и КНР.
Чертой, которая подвела итог под этой эпохой, которую я называю эпохой “раздела Азии”, стал распад СССР в 1991 году и образование пяти независимых государств в Центральной Азии: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан. В составе России образовались субъекты, которые обладают практически правами независимых государств: Татарстан и Башкортостан, а также ряд субъектов, которые обладают признаками государственности: Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия). “Тиски”, которые сдавливали Евразию, разжались.
Нам сейчас весьма нелегко представить себе нравы той эпохи, основанной на насилии и господстве. Покоренные народы грубо и жестко подавлялись и эксплуатировались. Но и жизнь народов, создавших империи, не была легкой и беззаботной. Основная масса русских в период расцвета Российской империи находилась в крепостной зависимости и несла тягло (платила подушную подать, установленную Петром I, а также многочисленные повинности). Маньчжуры в Цинской империи находились в пожизненной воинской обязанности в рамках “восьмизнаменных” войск. От этих народов постоянно требовали труда и жертв на поддержание этих огромных империй. Они были настолько огромны, что постепенно исчерпали силы даже столь мощного народа, как русские. Вынуждать их к этому можно было только путем внушения идей превосходства над покоренными народами, того самого великодержавного шовинизма, до сих пор не выветрившегося полностью, а также репрессивными методами.
Назарбаев выдвинул свои идеи сразу же после завершения эпохи “раздела Азии”, и они стали первой масштабной политической идеей новой эпохи, принципиально отличной, как мы уже видели, от идейного наследия имперского прошлого. Какими же были основные условия рождения идей Нурсултана Назарбаева?
Во-первых, уже в начале 1990-х годов было очевидно, что имперские методы потерпели историческое поражение и более непригодны. Впечатляющий крах СССР не оставлял сомнений в этом.
Во-вторых, не было предложено ничего на смену старым идеям насилия, господства и подавления, и потому существовала огромная инерция мышления прежней эпохи. В странах СНГ, в особенности в России, было и остается множество людей, политиков и общественных деятелей, которые зовут назад, в имперское прошлое, к палке, лямке и кирзовому сапогу. Влияние этих людей представляет собой могучее течение, против которого приходится бороться новаторам.
В-третьих, требовалось большое личное мужество, решимость и уверенности, чтобы пойти наперекор старым традициям и заявить об идеях новой эпохи. В сочетании борьбы с инерцией мышления, это отвлекало от более детальной разработки и развития идей, вынуждало бороться хотя бы за распространение основных тезисов.
Все это, бесспорно, сказалось на идеях Назарбаева и сделало вклад в формирование современного облика «назарбаевского евразийства». Сейчас это не сколько детально разработанное учение, сколько политическая доктрина, выраженная в кратких основных тезисах. Развитие и совершенствование идеи становится задачей последователей евразийской доктрины Назарбаева.
Можно было бы отложить заявку на “потом”, дождаться более благоприятных условий и обеспечить большую разработанность идеи. Но, на мой взгляд, Назарбаев принял верное решение, заявив о своем взгляде в самом начале его развития. Выгоды первенства перевешивают все недостатки концепции, в частности отсутствие четкого размежевания с “империалистическим евразийством”.
Будет ли возвращение к империям?
Нет, не будет. Причина достаточно проста и лежит на поверхности. Машина вооруженной силы и подавления, составлявшая опору империй, требует, как уже говорилось, огромного расхода сил. Но для этого у народов нет уже ни сил, ни желания. Конечно, подавленные народы (какими русские и маньчжуры были в конце XVI века), ничего не видевшие, кроме тяжелого труда, войны и грабежа, еще можно было увлечь лозунгами нападения на соседа и обогащения через грабеж. Но сегодня есть масса примеров, когда состоятельность и комфорт достижимы без вытягивания жил и военного риска, за счет использования знаний и умений. К тому же, сделал свой вклад в крушение империй и научно-технический прогресс. Широкое развитие техники и машин сняло с человека бремя ручного труда для добывания средств к пропитанию, а также подавляющую часть ограничений, накладываемых примитивной техникой образца позднего средневековья. Теперь нет необходимости грабить соседей и захватывать новые земли, развитая экономика и техника научились обходиться очень малыми площадями. Теперь создавать достаток стало проще, чем воевать и грабить.
Государство и гражданство
Какие же перспективы несет с собой наступление новой эпохи, и как будет выглядеть Евразия, интегрированная по идеям Нурсултана Назарбаева? По некоторым признакам и тенденциям, которые имеются уже сегодня, можно представить себе основные черты этого вероятного будущего.
Одной из основных черт новой эпохи будет, как можно увидеть уже теперь, изменение роли государства. Раньше государство было главной силой для сохранения и развития создавшего его народа, защиты его существования. Потому огромное внимание уделялось защите суверенитета, независимости и вооружениям. Теперь же, развитие науки и техники, развитие производительных сил сделали принципиально возможным достижение вполне реального процветания народами и даже группами людей, без малейших признаков государственного устройства. В ХХ веке многие народы прекрасно устроились в диаспорах, получив при этом огромное экономическое и политическое влияние. Эту черту новой эпохи отметил А.М. Буровский в своей книге “Облик грядущего”: “Сегодня нет ни одного народа, который не выпустил бы облачка диаспоры”, подчеркнув необычайно высокий рост диаспор в мире, которые для некоторых народов составляют до 30-40% их общей численности.
Потому государство будет все более и более становится органом самоуправления на определенной территории, сближаясь по функциям с нынешними городскими муниципалитетами. Решение же глобальных вопросов будет передаваться во все возрастающем объеме в международные организации, которых стало очень много по сравнению даже с серединой ХХ века. Почему они множатся и приобретают такое значение? Потому что постепенный переход от многосторонней конфронтации к сотрудничеству, заметный даже в мировых масштабах, требует создания многочисленных переговорных площадок для достижения и оформления соглашений. Формат международных надправительственных организаций в настоящее время в наибольшей степени подходит к этой задаче. Начала развиваться даже специализация международных организаций. Есть политические организации (ООН, ЕС, СНГ), есть экономические (ВТО, НАФТА, ЕврАзЭС, ОPEC), есть военные (НАТО, ОДКБ), есть региональные (ШОС), есть религиозные (ОИК), и даже организации стран-должников (HIPC). Если в начале ХХ века глобализация представлялась в виде образования всемогущего и всеведущего “мирового правительства”, то в начале XXI века это “мировое правительство” оформилось в виде сложной системы международных организаций. Они формируют и развивают глобальную переговорную сеть для разрешения многочисленных вопросов без применения вооруженной силы.
Евразийская интеграция по Назарбаеву идет в русле этого процесса и представляет собой в частности создание, развитие и укрепление этих международных организаций. В этом деле возможны два варианта. Первый - образование единой организации по аналогу ЕС - Союза Центрально-азиатских государств (СЦАГ). Второй - образование интегрированной сети организаций разного профиля. Пока что окончательный выбор пути развития не определился. Президент Казахстана выражает стремление к формированию единой организации, тогда как реальное развитие идет по пути создания системы организаций. Не исключено, что в будущем возобладает компромисс, и будет образована единая организация, которой в той или иной форме подчинятся все остальные.
Казахстан, вместе с другими странами региона, уже встал на эту дорогу развития. Правда, пока что политический и экономический потенциал стран Центральной Азии не позволяет догнать Евросоюз по уровню развития интеграции. А внутри самих государств может произойти сдвиг в сторону образования системы самоуправляемых субъектов. Наиболее ярким примером этого является Россия. Первый президент России Б.Н. Ельцин открыл свободу взятия суверенитета регионами и получил впечатляющий результат. Россия превратилась в сообщество субъектов, многие из которых обладают признаками государств, а кое-кто даже добился полномочий суверенных государств, чьи отношения с федерацией определяются особым договором. Пестрота флагов, президентов, правительств, парламентов очень большая. По Москве то тут, то там можно встретить даже квазипосольства регионов, которые называются “постоянными представительствами”. Время от времени делегации от регионов проводят дипломатические вояжи по сопредельным государствам. Раньше это воспринималось бы как беспредельный разгул сепаратизма, а сегодня на это мало кто обращает внимание.
Несмотря на недостатки этого процесса федерализации и попятное движение в виде “укрепления вертикали власти”, тем не менее, за этой формой, на мой взгляд, будущее.
Главное достоинство федерализма состоит в том, что договорно-ограниченный суверенитет позволяет добиться приемлемого уровня самоуправления. Также, строительство суверенитета в рамках федерации избавляет регионы от печальной судьбы непризнанных государств, которые поторопились с независимостью и угодили в число стран-изгоев с огромными проблемами. Есть также признаки подобных процессов в КНР, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, в разной степени выраженности.
Другой важной перспективой является постепенное устранение барьеров. Если становится все меньшей вероятность вооруженного конфликта, если противоречия разрешаются в переговорном порядке и взаимной выгоде, то все меньше и меньше становится потребность в ограничениях: границах, таможнях и прочем контроле.
Сокращение контроля и барьеров приведет к изменениям института гражданства. Вместо безальтернативного вступления в гражданство по факту рождения, отношений на основе “долга” гражданина перед государством и очень сложного порядка изменения гражданства, видимо, будет распространяться “договорное гражданство”. То есть человек по достижении совершеннолетия будет волен вступить в любое гражданство, заключив договор с соответствующим правительством, в котором будут прописаны взаимные обязательства. Можно также представить себе многостороннее гражданство (уже существующее в виде двойного гражданства или фактического уравнения в правах резидентов и иностранцев в ряде государств), а также гражданство различных степеней взаимных обязательств.
Это будет, конечно, совершенно другая система отношений, чем есть сегодня. Сразу она не сложится, но тенденции к такому развитию имеются уже сегодня. Разумеется, что в этом кратком перечислении не исчерпываются все открывающиеся перспективы при новой системе отношений в странах Евразии. Изучение в странах региона накопленного опыта и продумывание перспектив может стать очень важным способом развития евразийской доктрины Нурсултана Назарбаева.
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ |