Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Сюрреалистическая, архитектурная коллизия денег и власти
Газета "Наш Мир"
Газета «Наш Мир»

     Астана нынче отмечает свое десятилетие. За рубежом, в том числе и во влиятельных столицах западных держав, так же, как и у нас, эта декада применительно к Казахстану воспринимается, прежде всего, как период, когда стал формироваться и набирать вес совершенно новый центр силы и власти.

     Прежняя столица, Алматы, за этот срок постепенно утрачивала свое прежнее административно-политическое значение со всеми вытекающими из этой роли обстоятельствами и параллельно утверждалась как преимущественно культурный и финансовый центр, а также как главные ворота страны, обращенные к бурно растущей Юго-Восточной Азии, считающейся наиболее динамично развивающимся регионом мира, и, прежде всего, к Китайской Народной Республике, превратившейся фактически в мировую фабрику по производству товаров массового потребления.

     Какой наша столица видится из-за рубежа

     Астана же к настоящему времени не только обзавелась новыми административно-управленческого назначения зданиями и кварталами и предназначенными для проживания чиновного люда жилыми районами, но и также сильно разрослась чисто пространственно, географически. Да и населения в нем здорово прибавилось. Сейчас там проживает уже свыше 600 тысяч людей. А к 2030 году административные чины предсказывают увеличение населения Астаны до 1,2 млн. человек. Но что в действительности будет - это, как говорится, еще одному Богу известно.

     Так что поговорим о том, каким же был этот город десять лет тому назад, то есть тогда, когда впервые отмечался День новой столицы. По словам журналиста из Англии, подготовившего прошлой осенью специальный репортаж для британской газеты «Индепендент» из Астаны о ней же, десятилетие назад это был пыльный городок с населением в 250 тысяч человек и наполненный жилыми домами эпохи Хрущева.

     Касаясь же современной Астаны, он применяет такое образное выражение – «сюрреалистическая, архитектурная коллизия денег и власти». И на самом деле, на строительство Астаны тратятся огромные средства. К примеру, в одном только 2004 году на развитие этого города с его тогдашним населением в 500 тысяч человек и площадью в 710 квадратных километров было инвестировано, по данным западной прессы, 1,5 млрд. долларов.

     А теперь сравните эту цифру с тем бюджетом, какой был у всей Республики Казахстан на 2000 год, - порядка 300 млрд. тенге, или 2 млрд. долларов по курсу на то время. То есть строительство, а также благоустройство и модернизация Астаны поглощала и продолжает поглощать огромные объемы денег. Называть это коммерческим капиталовложением не приходится, так как не только реальной отдачи в виде прибылей, но и даже самоокупаемости хотя бы в минимальной мере нет. И не предвидится.

     Вместе с тем, как утверждает вся та же зарубежная пресса, на взгляд многих западных людей изумление вытекает по большей части не столько из преображений Астаны, сколько из «пустоты» или, если угодно «пустотелости всего мероприятия». При близком рассмотрении многие здания выглядят дешевыми и непрочными. Иностранные авторы ссылаются на высказывания аккредитованных или просто работающих в Астане журналистов, которые говорят о том, что даже в солидных официальных учреждениях, выглядящие солидно и дорого, атрибуты сделаны на самом деле из заменителей, создающих всего лишь видимость солидного и дорогого материала. К примеру, вместо мраморных колонн поставлены полые металлические цилиндры, покрашенные под мрамор. Обманчивый зрительный эффект улетучивается при первом же прикосновении к ним, так как стоит постучать слегка по ним, обнаруживается, что они полые.

     Почему Астану назвали «Астаной»

     Астана стала называться Астаной к началу лета 1998 года, то есть тогда, когда в первый раз собирались отмечать со всей торжественностью День новой столицы, хотя город законодательно приобрел статус нового административного центра РК еще летом 1994 года и сделался фактической столицей страны в ноябре и декабре 1997 года.

     Правительство же стало работать там за неделю до праздника Дня независимости, который у нас, как известно, отмечается 16 декабря. Тогда, к середине декабря 1997 года, в Астану приехали тогдашние руководители Узбекистана и Кыргызстана. И им казахстанская сторона показывала свои новые административно-правительственные резиденции.

     Но празднование Дня новой столицы было намечено тогда на лето следующего, 1998 года. К наступлению этого срока и было приурочено присвоение столице нового названия. Она стала называться Астаной. Иранские официальные лица, которым доводится иметь дело с Казахстаном, сразу же стали обращать внимание на то, что это персидское слово. И тут возникает вопрос: почему же в этом случае было отдано предпочтение не кочевой тюркской, а иранско-таджикской традиции?

     Обычно арабо-персидские лексические заимствования в казахском языке связаны с такими понятиями, которые в новинку для сугубо номадной культуры. Скажем, та же «астана» - это «столица».

     В условиях кочевой жизни правитель или хан управляет своими поданными людьми из орды. А она не может быть привязана к определенному месту. Ведь хан тоже кочует со своей ордой. И центр управления народом бывает там, где в данное конкретное время она у него находится. Зимой - где-то на юге, а летом – еще где-то на севере.

     То есть у кочевников столица там, где хан «орда курып отыр» - «остановился со своей ордой». Примечательно то, что в 1920-ых годах, когда Казахская автономия избрала своей столицей тогдашний город Перовск, названный так в честь царского генерала, ее руководители, столкнувшись с необходимостью переименовать, избрали название «Кызылорда». В переводе оно означает «красная орда». То есть на тот момент и речи не могло быть о том, чтобы назвать столицу просто «Астаной».

     Потому что казахский народ в основной своей части тогда еще не перешел в оседлость, и его традиционному кочевому сознанию свое родное слово «орда» было куда ближе и понятней иранско-таджикской «астаны».

     А вот в 1998 году, когда руководство республики в очередной раз рассматривало вопрос переименования очередной новой ее столицы в духе времени, ситуация была уже принципиально иная.

     Народ имел уже измеряемый десятилетиями опыт оседлой жизни. Так что для общественного сознания «орда» представлялась анахронизмом. А вот «астана» - уже родным понятием.

Алишер МАКСУДОВ

Источник:www. Posit.kz
Категория: В Казахстане | Просмотров: 987 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Июль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана