Газета «Наш
Мир» Отказ Ватикана предоставить римские церкви для съемок киноверсии
"Ангелов и демонов" возобновил полемику вокруг бестселлеров Дэна Брауна.
На днях под покровом сумерек американский режиссер Рон Ховард снимал
в Вечном городе "Ангелов и демонов" – продолжение бестселлера Дэна
Брауна "Код да Винчи". Съемочная группа лихо перемещалась с одного
места на другое – пьяцца делла Ротонда, пьяцца дель Попало,
Сан-Бернардо, Навона. Предварительно полиция освобождала от
прохожих-полуночников и назойливых туристов площади, которые бурная
фантазия Дэна Брауна выбрала в качестве ключевых мест для развития
сюжета. Напомним, что главный герой – неутомимый историк Лэнгдон (его
играет Том Хэнке), разгадывая коварный план сектантов, становится
свидетелем ритуальных убийств кардиналов римско-католической церкви.
В экранизации триллера, плотно завязанного на символике и географии
Рима, трудно было обойтись без натурных съемок, однако планы Голливуда,
окрыленного сумасшедшими тиражами книги, встретили на своем пути
непреодолимое препятствие. Римская епархия в последний момент
отказалась открыть для съемок двери церквей Санта-Мария дель Пополо и
Санта-Мария делла Виттория (в них по сценарию происходят два убийства
священнослужителей).
"Мы часто предоставляем храмы для работы кинематографистов, которые
уважают и понимают чувства верующих, но не в тех случаях, когда идея
фильма основана на вымыслах, оскорбляющих веру", – пояснил
представитель столичной епархии Марко Фибби. После выяснилось, что
монсеньор Фибби даже не читал "Ангелов и Демонов", решение было
принципиальным: "Нам достаточно знать, что речь идет об экранизации
произведения Дэна Брауна". Причем епархия выдержала долгую и коварную
паузу (Голливуд обратился с заявкой почти год назад). Видимо, было
желание захлопнуть дверь прямо перед носом экранизаторов крамольной
книги.
Отказ Ватикана, разумеется, вызвал полемику в СМИ, многие из которых
в защиту Брауна стали апеллировать к принципам свободы слова. Некоторые
решили добавить сенсационности и сообщили, что в Римской курии якобы
идет работа над неким "нравственным кодексом кинематографиста", с
помощью которого церковь будет еще сильнее ограничивать творческую
свободу режиссеров.
В беседе с корреспондентом "Известий" Марко Фибби категорично
опроверг эту новость: "Нет никакой необходимости отвечать Брауну
каким-либо кодексом или сводом принципов католической веры – их можно
найти в Библии. В Ватикане уже более двадцати лет действует комиссия
кинорецензентов, которая выносит свои суждения по поводу того или иного
фильма".
Фибби воздержался от комментариев по поводу творчества Брауна.
Впрочем, это давно сделали до него куда более авторитетные
представители Ватикана. Еще года три назад, когда книжные магазины Рима
(включая церковные лавки!) праздновали триумфальное появление
итальянского перевода "Ангелов", свое мнение об этой книге высказал
архиепископ Генуи Тарчизио Бертоне (теперь он второе лицо в церковной
иерархии – госсекретарь Ватикана): "Романы Брауна – это
фантасмагорический коктейль из выдумок, ошибок и осознанной лжи на тему
христианского вероучения".
"С выходом книг Брауна в церковь началось паломничество его
поклонников", – рассказал мне настоятель Санта-Мария дель Пополо отец
Антонио. Теперь туристы, заходя туда, пристально рассматривают
интерьеры, сверяясь с книгой Брауна, и воодушевляются, когда
обнаруживают в полу рельеф с отверстием, ассоциируя его с той самой
"дьявольской дырой". "Мы не можем им этого запретить, если посещение
церкви происходит не во время служб, но я бы предпочел видеть у них в
руках путеводители", – признался настоятель. Владимир Зибров |