Газета «Наш
Мир» Вениамин Попов, директор по внешним связям Фонда поддержки исламской
культуры, науки и образования и руководитель Центра партнерства
цивилизаций МГИМО, в интервью обозревателю портала "Интерфакс-Религия"
Елене Жосул рассказывает о растущей динамике диалога России с исламским
миром и дает рекомендации по поводу улучшения процесса экспертизы
мусульманской литературы.
– Недавно завершился визит в Россию Абдельазиза Османа
аль-Тувейджри, генерального директора ИСЕСКО, аналога ЮНЕСКО при
Организации Исламская конференция. Расскажите, пожалуйста, про основные
итоги этого визита.
– Глава Исламской организации по образованию, науке и культуре
(ИСЕСКО – "ИФ") доктор аль-Тувейджри провел в Москве много встреч, в
том числе был принят председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым.
В заключительный день визита главы ИСЕСКО, 25 июля, обед в его честь
дал министр иностранных дел России Сергей Лавров. В ходе этой встречи
состоялся интересный обмен мнениями, и доктор аль-Тувейджри вручил
С.Лаврову медаль ИСЕСКО за заслуги в развитии отношений между этой
организацией и Россией. Хочу напомнить, что Россия стала наблюдателем в
ИСЕСКО в прошлом году.
А накануне было подписано соглашение о сотрудничестве между ИСЕСКО и
Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. Свои подписи
под ним поставили доктор аль-Тувейджри и исполнительный директор Фонда
Николай Тупицын. Это соглашение, в частности, предусматривает
совместное финансирование ряда стипендий, переводов различных книг,
проведение конференций. Для ИСЕСКО в целом характерно частичное
финансирование некоторых проектов, которые уже осуществляет та или иная
организация. В истории наших отношений такое соглашение было заключено
впервые, став первым серьезным и конкретным шагом по развитию отношений
между этой крупной исламской организацией и Россией. То есть мы
переходим от слов к делу, к совместным проектам.
Кроме того, под эгидой ИСЕСКО в Москве впервые прошла
научно-практическая конференция "Россия и исламский мир", на которой
Абдельазиз Осман аль-Тувейджри также присутствовал. Эта конференция
была организована при участии российского Центра арабских и исламских
исследований и целого ряда других организаций, в том числе из Ирана.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее про эту конференцию и ее участников.
– Эта конференция стала первым мероприятием такого рода за два года
существования группы стратегического видения "Россия – Исламский мир",
в рамках деятельности которой она и прошла. Открыл конференцию
председатель попечительского совета Фонда поддержки исламской культуры,
науки и образования, президент Торгово-промышленной палаты академик
Евгений Примаков. Участие в ней приняли многие известные фигуры, тот же
доктор Халит Эрен, глава стамбульского центра ИРСИКА (исследовательский
центр по истории, культуре и искусству ислама при Организации Исламская
конференция – "ИФ"). Большую представительную группу иранских ученых
возглавлял глава Организации исламской культуры и связей Ирана и
председатель Всемирной ассамблеи по сближению мазхабов аятолла Мохаммад
Али Тасхири, один из ведущих исламских богословов мира. Среди
участников были и известный палестинский деятель, председатель
Верховного исламского суда Палестинской администрации шейх Тайсир
аль-Тамими, и известный теолог, автор теории евроислама Тарик Рамадан,
чьи выступления были встречены с особенным интересом, и директор
департамента культурной политики и международного диалога ЮНЕСКО
Катерина Стину, и многие другие.
Особо я хотел бы выделить выступление члена группы "Россия –
Исламский мир", бывшего министра иностранных дел Турции, а ныне главы
комиссии по диалогу с Евросоюзом в турецком парламенте Яшара Якыша.
Главной мыслью Я.Якыша было следующее: если в отношениях исламского
мира с Западом речь идет о том, как преодолеть пропасть непонимания, то
суть связей России и исламских государств характеризуется совершенно
иными терминами взаимодействия и взаимопонимания. То есть сегодня
разговор должен вестись о том, какие шаги и меры нужно предпринять по
дальнейшему сближению и интенсификации сотрудничества России и
исламского мира. Этот процесс, начавшийся после нашего присоединения к
Организации Исламская конференция в качестве наблюдателя, активно и
быстро набирает силу.
В заявлении, принятом конференцией, отчетливо звучит мысль о
необходимости всемерного содействия углублению связей в гуманитарной
области между Россией и миром ислама, поскольку сложение наших
потенциалов в будущем может сыграть исключительно важную роль в
международных отношениях. Мы исходим из того, что Россия и исламская
цивилизация как два серьезных полюса нового мироустройства могут внести
достойный вклад в то, чтобы отстаивать в международных делах интересы
мира, добра, справедливости. Эта мысль красной нитью проходила во всех
выступлениях участников конференции.
– Можно ли подвести некоторые итоги двухлетней деятельности группы стратегического видения "Россия – Исламский мир"?
– За период существования группы состоялось три ее заседания – в
Москве, Казани и Стамбуле. Российскую сторону на них представляли, в
частности, Евгений Примаков и президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Следующее заседание группы намечено на 27-29 октября в Джидде, в
Саудовской Аравии. Оно будет посвящено позициям России и мусульманских
стран в области межрелигиозного диалога, его повестка уже практически
согласована. Напомню, что в прошлом году наша страна предложила создать
при ООН Консультативный совет религий. А в марте этого года король
Саудовской Аравии Абдалла на конференции в Эр-Рияде выступил с
исторической инициативой организовать межрелигиозный диалог прежде
всего между тремя монотеистическими религиями. Нацеленность Саудовской
Аравии, одного из центров ислама, хранительницы его главных святынь, на
всяческое развитие межрелигиозного диалога сегодня, когда мир страдает
от недостатка нравственности, является исключительно актуальной, и
здесь наши позиции абсолютно совпадают. Мы обсудим, каким образом
попытаться содействовать развитию межрелигиозного диалога, особенно в
условиях дехристианизации Европы.
Также мы планируем выпустить книгу, в которой очень доступным языком
будет объяснено, почему в мире появились различные религии и
цивилизации. Главной идеей книги станет мысль о том, что религии и
цивилизации должны не сталкиваться, но взаимодействовать, они обречены
на взаимодействие. Особенно же – в наш бурный глобализированный век,
когда мы сталкиваемся с огромным количеством глобальных проблем, решить
которые возможно лишь коллективными усилиями. К написанию этой книги мы
намерены привлечь целый ряд именитых авторов, представляющих различные
цивилизации, и издать на разных языках. Думаю, особую значимость эта
тема имеет для молодежи.
Напомню, что нами уже была издана книга "Россия и Организация
Исламская конференция", включившая большое количество рабочих
документов.
– Одной из главных тем, в последнее время беспокоящих исламское
сообщество России, является федеральный список экстремистских
материалов, вернее, присутствие в нем большого числа исламской
литературы. Многие мусульманские лидеры говорят о неоправданности
включения в него целого ряда книг. Каково Ваше отношение к этой
ситуации?
– К проблеме списка экстремистской литературы я хотел бы также
обратиться в контексте прошедшей конференции "Россия и исламский мир".
Как я уже говорил, на ней в качестве соорганизаторов выступил целый ряд
иранских ученых, представителей культурных организаций Ирана, и многие
из них выражали свое недоумение недавним признанием книги "Завещание"
аятоллы Хомейни экстремистским документом. Как известно, такое решение
в феврале этого года вынес суд города Городище Пензенской области на
основании заключения двух ученых – Ирины Гераниной, филолога с
трехлетним стажем, и Елены Логиновой, психолога с четырехлетним стажем.
"Завещание" Хомейни, написанное 20 лет назад, они объявили призывом к
насилию и расправе, опасным для российских граждан. Их насторожили
следующие слова имама: "решительно, и всей деятельностью, и трудом
выступайте за устранение всех форм зависимости". И еще: "вы сами должны
подняться на борьбу ради этого жизненно важного дела – осуществления
свободы и независимости". Девушки не скрывали, что при вынесении
заключения пользовались Советским энциклопедическим словарем 1982 года
и словарями русского языка и трудами по "скрытому эмоциональному
содержанию текстов СМИ". Упоминание Аллаха они, видимо, посчитали
элементом нейролингвистического программирования.
Конечно, судебная власть у нас независимая, и решения судов должны
уважаться. Но вместе с тем в этой ситуации возникает большое количество
вопросов. При всем моем уважении к вышеупомянутым экспертам не думаю,
что они являются главными специалистами по тому, что следует считать
экстремистской литературой. Думается, в России есть ученые и с большим
опытом, и в подобных случаях, на мой взгляд, если имеются какие-то
сомнения, лучше обращаться к уважаемым, признанным специалистам. На мой
взгляд, для рассмотрения подобных вопросов пришло время создавать
специальный экспертный совет. Он мог бы включать и крупных ученых в
этой области, и представителей традиционных религий, которые были бы
способны давать в некоторых случаях более компетентную консультацию. И,
при всем моем уважении к суду города Городище, я считаю, что дела
такого рода должны рассматриваться все-таки судами федерального уровня.
Насколько я могу судить из общения с представителями МИД и других
федеральных ведомств, некоторые из них не разделяют точки зрения
экспертов вышеупомянутого суда.
Напомню, что некоторое время назад один из районных судов Москвы
объявил экстремистскими книги турецкого проповедника Саида Нурси.
Подчеркиваю, я не специалист в этом вопросе, однако одну из его книг я
прочел. Главная идея ее заключалась в том, что мусульмане не должны
вмешиваться в политику, но в первую очередь должны стремиться к
нравственному совершенствованию.
Мне кажется, что в таких делах надо больше руководствоваться здравым
смыслом и интересами российского государства. В противном случае, если
игнорировать здравый смысл, при желании немало цитат из Библии,
особенно из Ветхого Завета, можно также объявить экстремистскими. Имам
Хомейни – это основатель нынешней Иранской республики, человек,
которого в Иране исключительно почитают. И, судя по прозвучавшим
заявлениям иранцев, такие решения не могут пройти бесследно для наших
отношений с их страной. Хочу в этой связи напомнить, что во время так
называемого "карикатурного скандала", имевшего место в датской прессе,
мы выступали за свободу слова, но всегда подчеркивали, что она не
должна оборачиваться оскорблением чувств верующих. Поэтому в подобных
случаях надо руководствоваться старой русской пословицей: "Семь раз
отмерь – один раз отрежь". Вениамин Попов |