Газета «Наш Мир»
МОСКВА - Новый президент России Дмитрий Медведев, менее самодовольный, чем его предшественник, но так же остро реагирующий на критику из-за рубежа, заявил в интервью, что Америка, по сути дела находящаяся 'в депрессии', не может учить другие страны тому, как им вести собственные дела.
В условиях, когда быстро растущие нефтяные цены укрепляют российскую экономику и уверенность Кремля, Медведев отметает в сторону критику США по поводу состояния демократии и прав человека в России. Он заявил также, что возрожденная Россия имеет право играть более значимую роль в мировой экономической системе, в которой, по его мнению, больше не должны доминировать Соединенные Штаты.
Медведев выступил с этими комментариями во вторник, во время встречи с немногочисленной группой иностранных журналистов. Произошло это через день после того, как американский министр финансов Генри Полсон (Henry M. Paulson) выступил в Москве с призывом об увеличении российских инвестиций в США. Символизм этого визита не остался здесь незамеченным - ведь всего десятилетие назад в России была экономическая разруха, и страна отчаянно нуждалась в западной помощи.
Похоже, что этим интервью Медведев попытался укрепить свой имидж накануне поездки в Японию, где на следующей неделе состоится встреча Группы восьми промышленно развитых стран. Медведев руководит Россией в тандеме со своим предшественником и наставником Владимиром Путиным, который сегодня исполняет обязанности премьер-министра и которого многие по-прежнему считают главным лидером России.
Во время интервью Медведева спросили по поводу призыва предполагаемого кандидата в президенты от республиканцев, сенатора от Аризоны Джона Маккейна (John McCain) исключить Россию из 'большой восьмерки' из-за плохого состояния дел с демократией. Медведев, легко победивший на мартовских президентских выборах после того, как Кремль связал руки оппозиции, ответил, что вопрос о демократии не имеет отношения к Группе восьми, и кроме того, у Соединенных Штатов имеются более безотлагательные проблемы, требующие решения.
'Мировая 'восьмерка' существует не потому, что это кому-то нравится или не нравится, а потому, что это объективно самые крупные экономики и самые серьезные с точки зрения внешней политики игроки, - сказал Медведев, - попытки кого-то ограничить в этом качестве нанесут ущерб всему мировому порядку'.
Он при этом добавил: 'Уверен, что любая Администрация Соединенных Штатов Америки, если она желает добиться успехов, в том числе, и в преодолении, по сути, депрессии, которая сегодня существует на американском экономическом рынке, должна проводить прагматическую политику и внутри страны, и за ее пределами'.
Как отметил Медведев, мировым лидерам нужно понять, что кризис кредитования и набирающий темпы глобальный спад сигнализируют о необходимости капитальной перестройки международной экономической архитектуры. Он не сказал, как это следует делать, но дал понять, что в результате должно последовать снижение влияния Соединенных Штатов.
'Но то, что она должна быть усовершенствована, то, что она должна быть более современной, более защищенной от рисков, то, что она не должна страдать национальным финансово-экономическим эгоизмом, а должна все-таки быть более справедливой по отношению к другим государствам, это совершенно очевидно, - отметил он, - эта система не может быть сориентирована только на одну страну и только на одну валюту'.
Бывший преподаватель права, значительную часть своей карьеры проработавший в качестве закулисного чиновника, Медведев продемонстрировал широкие знания международных и внутренних проблем, уверенно отвечая на вопросы в течение 90 минут безо всяких записей и говоря подробно и без запинки. Президент, которому 42 года, говорил только по-русски, но и без переводчика понимал задаваемые ему на английском языке вопросы.
Медведев не продемонстрировал никаких разногласий с Путиным в вопросах политики и стратегии, хотя разница в стиле была совершенно очевидна. Если Путин время от времени отвечает на вопросы острыми репликами, используя резкие выражения, то Медведев чаще предлагает свои возражения, а затем переходит к несколько академической дискуссии по предложенному вопросу.
Медведев повторил свои предложения о снижении коррупции (что неоднократно делал в последние недели), признав, что она носит в России повальный характер. Затем его спросили, верит ли он в возможность снижения коррупции в условиях, когда в политической системе страны доминирует одна партия - путинская 'Единая Россия'.
'Система, которая построена на праве на истину одной партии, показала свою слабость 20 лет назад, - ответил Медведев, - она не смогла справиться с новыми вызовами и прекратила свое существование. Поэтому для обеспечения конкурентоспособности нашей страны в глобальном масштабе мы должны использовать и политическую конкуренцию. Но она должна быть разумной. Это именно конкуренция, построенная на законе'.
Медведев дал понять, что не будет вмешиваться в дело бывшего нефтяного олигарха и оппонента Путина Михаила Ходорковского, осужденного за финансовые преступления и отбывающего срок в сибирской тюрьме. Власти недавно предъявили ему новые обвинения, а его адвокаты начали кампанию за освобождение своего подзащитного.
Некоторые политологи говорят, что Медведев более либерален, нежели Путин и остальные кремлевские руководители, что отчасти объясняется тем, что нынешний президент никогда не служил в органах безопасности. (Путин бывший сотрудник КГБ, он возглавлял пришедшую ему на смену ФСБ).
Медведев часто говорит, что его юридическое прошлое играет важную роль в его мировоззрении. Когда Медведеву задали вопрос о его репутации, он вернулся к данной теме. Он сказал, что будучи студентом, усвоил важность закона и права на частную собственность. По его словам, он также понял, что в России необходимо вести борьбу с так называемым 'правовым нигилизмом'.
'Это для меня, наверное, те позиции, которые я впитал еще во время учебы в университете, точно так же, как ценности прав человека, - сказал он, - и они основаны у нас на Конституции. Права и свободы человека также должны подлежать безусловной защите и являются приоритетом любой государственной деятельности. А уж каким образом охарактеризовать такой ценностный набор, это Ваше дело'.
Отвечая на вопрос о политических противниках, Медведев признал, что некоторые известные люди были недовольны его приходом к власти, однако их имена он называть не стал.
'Я уверен, что текущая конфигурация власти не нравится определенному числу политиков, она, наверное, не устраивает и определенную часть населения. Но это и есть демократия', - заявил он.
Медведев при этом добавил: 'Называть поименно деструктивные силы было бы смешно. Я не поклонник конспирологических теорий. В жизни все гораздо более просто'.
|