Газета «Наш
Мир» Недавно представители США уверяли прессу, что американо-индийская ядерная сделка «почти наверняка мертва». Но вот «труп» ожил. Его воскресил индийский премьер Манмохан Сингх, который с помощью ловкого политического маневра обеспечил соглашению поддержку в парламенте. Завтра на встрече G8 Сингх обратится к президенту США Джорджу Бушу с просьбой добиться быстрой реализации сделки.
Соглашение между США и Индией, подписанное в 2005 году, предоставляет Индии доступ к американским мирным атомным технологиям и, что особенно для нее важно, к ядерному топливу. При этом условия сделки не обязывают Индию подписывать Договор о нераспространении ядерного оружия.
Таким образом Вашингтон пошел на очень серьезную уступку партнеру. В отличие от других государств, с которыми заключаются подобные договоренности, Индия не должна будет открывать все свои атомные объекты для инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Реакторы, на которых производятся расщепляющиеся материалы для военных нужд, останутся для них закрытыми.
По существу, соглашение 123, как его называют в США, означает признание статуса Индии как ядерной державы, несмотря на то, что, взорвав в 1998 году ядерный заряд под землей, она нанесла удар по режиму нераспространения и подверглась за это осуждению со стороны западных держав. За самовольное вступление в ядерный клуб Индии пришлось уплатить большую цену. В том, что касается международного сотрудничества в области мирного атома, она оказалась в состоянии полуизоляции. Дело дошло до того, что США и другие западные страны отказались поставлять топливо для АЭС близ Мумбаи (Бомбея), что было чревато катастрофой. На выручку Индии в тот момент пришла лишь Россия.
И вот ныне Белый дом решил выдать «индульгенцию» Индии, несмотря на ее прегрешения, и открыть двери для широкого взаимодействия с ней как в сфере мирного атома, так и в области поставок современных вооружений. Чем объяснить этот поворот в стратегии? Американские официальные лица никогда на сей счет откровенно не высказываются. Но разгадка заключается в слове «Китай». Главная причина того, что Вашингтон решил сделать для Индии исключение из правил, состоит в следующем: Вашингтон видит в этой стране противовес растущей мощи Китая в Азии. Иными словами, США намереваются опираться на Индию в сдерживании Китая.
У Индии есть свои проблемы с Китаем. Несмотря на потепление отношений в последнее десятилетие, пограничный спор, касающийся огромных территорий в районе Гималаев, остается неурегулированным. Кроме того, нынешнее правительство, сформированное партией Индийский национальный конгресс (ИНК), убеждено, что неформальный альянс с США позволит увеличить производство электроэнергии с помощью новых АЭС, а также заполучить инвестиции и технологии, которыми располагают ведущие американские корпорации.
И все же ядерная сделка зависла на три года из-за сложной внутриполитической ситуации в Индии. Кабинет Сингха опирается в парламенте на поддержку компартий, которые настроены антиамерикански. Они полагают, что Индия лишится возможности проводить независимую оборонную политику, если соглашение 123 вступит в силу. Коммунисты пригрозили, что проголосуют против правительства, как только оно начнет продвигать соглашение. Это неминуемо привело бы к падению кабинета и досрочным выборам, что невыгодно для ИНК.
И вот Сингх совершил политический маневр, который позволит завершить процесс реализации сделки с США. Партия ИНК договорилась, что ее правительство будет поддерживать в нижней палате региональная партия Самаджвади, которая опирается на низшие касты и мусульман. В результате кабинет ИНК скорее всего устоит, если даже коммунисты выступят против него.
Переговоры Сингха с президентом США Джорджем Бушем на саммите G 8 должны пройти завтра. Как ожидают, индийский премьер обратится к Бушу с просьбой обеспечить ратификацию соглашения 123 в Конгрессе. Но ведь Буш остается у власти считаные месяцы. Возникают сомнения, удастся ли ему пробить за такой малый срок соответствующее законодательство на Капитолийском холме. Мало того, сделка должна получить одобрение со стороны МАГАТЭ и Группы ядерных поставщиков, куда входит и Россия.
Словом, судьба сделки остается под вопросом. Каков же интерес России в этой труднопредсказуемой ситуации? Как уже писала «НГ» (см. номер от 18.10.07), Москва заинтересована в том, чтобы Дели успешно урегулировал отношения с МАГАТЭ и Группой ядерных поставщиков. Дело в том, что Россия строит АЭС Куданкулам на юге Индии. Между Москвой и Дели заключен меморандум о том, что с российским участием будут построены еще четыре энергоблока этой АЭС. Но меморандум может быть претворен в жизнь лишь при условии, если у двух вышеупомянутых международных организаций не будет претензий к Индии. Получается, что индийско-американская сделка открывает дорогу и сотрудничеству других стран с Дели в области мирного атома.
|