Газета «Наш
Мир»  
Иран вчера выступил с эффектными угрозами в адрес США, говоря о последствиях американского или израильского военного удара по его ядерным предприятиям. Угрозы прозвучали в ходе перепалки последней недели с США и Евросоюзом. Но истинная драма разворачивается на следующем этапе сложных переговоров, и она не вписывается даже в малопонятную логику шестилетних пререканий по поводу ядерных устремлений Ирана.
Непредсказуемость ситуации объясняется новыми факторами, такими, как несогласие с Ираном по поводу того, нужно ли вступать в переговоры и на каких условиях, возможность военного удара со стороны США или Израиля и свежий интерес администрации Буша к связям с простыми иракцами с целью создания проамериканских настроений в стране.
"Сионистский режим оказывает давление на представителей Белого дома, чтобы совершить нападение на Иран, – отметил Али Ширази, священнослужитель и представитель верховного лидера аятоллы Али Хаменеи в Революционной гвардии. – Если они совершат такую глупость, корабли Тель-Авива и США в Персидском заливе станут первыми целями Ирана".
Это выступление последовало за сообщениями в американских СМИ о воздушных учениях Израиля, которые вызвали спекуляции об ударе по ядерным объектам Ирана.
Есть причины полагать, что этот обмен угрозами во многом, как с той, так и с другой стороны, является позерством. Даже среди "ястребов" – сторонников жесткого курса – в Вашингтоне трудно найти тех, кто выступает за нанесение удара, учитывая сложность операции, неконтролируемые последствия для региона и протест со стороны американской общественности, конгресса, многих военных и союзников США.
Для Израиля удар невозможен без поддержки со стороны США, учитывая, что самолетам и ракетам придется лететь над Ираком. Некоторые представители Запада иронично соглашаются со вчерашними замечаниями президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, что для Буша воздушный удар был бы "политическим самоубийством". Существуют признаки того, что США выбрали иную линию поведения.
Чиновники рассматривали возможность отправки консульского персонала в американский отдел швейцарского посольства в Тегеране, по словам Марка Фицпатрика из исследовательского центра IISS в Лондоне, чтобы помогать иранцам с получением виз, с целью формирования проамериканских настроений в Иране. Но высокопоставленный советник Ахмадинежада заблокировал эту инициативу, отметил Фицпатрик.
Настоящая драма сейчас разворачивается вокруг ответа Ирана на предложение о предоставлении экономических стимулов со стороны "E3 плюс 3" (так на дипломатическом жаргоне называют Великобританию, Францию, Германию, США, Россию и Китай) в обмен на согласие Ирана приостановить обогащение урана.
На прошлой неделе высокопоставленные иранские чиновники отметили, что Иран может благосклонно отнестись к предложению. Речь шла о "замораживании в обмен на замораживание" – Иран не расширяет мощностей для обогащения урана, а в ответ не вводятся новые санкции. Но в ответе Ирана "не говорилось ничего о приостановке или замораживании в обмен на замораживание", сообщил западный чиновник, видевший письмо. В то же время в тексте не исключалась возможность переговоров. Представитель ЕС Хавьер Солана встретится с иранцами, возможно, на днях, чтобы спросить у них, что они в действительности имели в виду.
По мнению представителей Запада, чего хочет Иран, так это оттянуть время в ожидании прихода нового американского президента и продолжать обогащение ядерного топлива. Если это так, Солана не добьется больших успехов, и "E3 плюс 3" займутся поиском санкций, которые поддержат Россия и Китай. А тем временем обе стороны будут ожидать результатов американских выборов.
|