Газета «Наш
Мир» Турецкие СМИ сообщают, что сразу несколько
ведущих голливудских кинокомпаний готовы начать в Турции съемки
высокобюджетных блокбастеров или сиквелов нашумевших картин. Однако,
несмотря на богатство натуры и местный колорит помешать съемкам может
запутанное турецкое налоговое законодательство. Стамбул - лучшая
натура для любых киносъемок, особенно исторических. Один из самых
чарующих памятников архитектуры – гигантский дворец Топкапы, бывшая
резиденция султанов. Тайны Топкапы недавно заинтересовали американскую
кинокомпанию "Метро Голдвин Майер", которая собралась снимать здесь
очередную историю о приключениях миллионера и авантюриста Томаса
Крауна, где главную роль опять будет играть Пирс Броснан.
"В Стамбуле побывали авторы будущего фильма - режиссер Пол Верховен и
легендарный кинопродюсер Марио Кассар, создатель "Терминатора" и
"Рембо", - цитирует слова генерального директора управления кино и
авторских прав Абдуррахмана Челика "Радио Свобода".
- Они планируют начать съемки фильма в конце декабря - начале февраля.
Уже прошли переговоры с министерством по делам культуры и туризма.
Одной из нерешенных проблем остается вопрос о налоговых льготах".
Лучший способ привлечь иностранных кинематографистов - предложить
производителям высокобюджетных картин выгодные условия для съемок.
Например, в Германии, Египте, Тунисе и Марокко действует так называемая
система tax-rebate. Если иностранная киностудия снимает здесь
художественный, документальный или даже анимационный фильм, то ей
возвращают до двадцати процентов от суммы уплаченных местных налогов.
Чтобы разработать подобную систему льгот, поощрений и налоговых
стимулов для производителей картин, в Турцию недавно прибыла группа
американских профессионалов киноиндустрии. Новый законопроект о
возмещении налогов в сфере искусства и культуры будет представлен
турецкому парламенту уже в декабре.
"В Германии с начала этого года для кинопроизводителей введена
17-процентная налоговая скидка, - говорит киновед Айше Армут. -
Соединенные Штаты, лидирующие в мире кино, также ввели для
кинопродюсерских компаний 20-процентный налоговый возврат. Если
парламент одобрит закон о возмещении части налогов, Турция станет
привлекательной для кинопроизводства".
Голливудские кинокомпании уже предложили турецким партнерам на
рассмотрение несколько проектов, в частности, они готовы взяться за
экранизацию легенды о Ноевом Ковчеге и истории падения Византии и
завоевания Константинополя османским султаном Мехмедом. Однако
по-прежнему все упирается в несовершенство налогового законодательства.
Например, безрезультатно закончились несколько лет назад переговоры
между Анкарой и компанией "Уорнер Бразерз", которая подбирала натуру
для съемок исторического блокбастера "Троя" с двухсотмиллионным
бюджетом и Брэдом Питтом в роли Ахилла. Узнав о грандиозном проекте,
турецкие власти приложили немало усилий, чтобы привлечь американских
кинематографистов в страну. Чиновники Министерства по делам культуры и
туризма предложили съемочной группе сделать фильм в реальных
исторических декорациях, и отвезли киношников в Чанаккале, туда, где и
находятся развалины легендарной Трои. Однако пейзаж показался
американцам довольно унылым.
Отказавшись от настоящей Трои, представители компании "Уорнер Бразерз"
отправились снимать на Кипр, а в качестве утешительного приза
преподнесли Турции макет легендарного троянского коня, сделанного
специально для съемок. По словам Исмаила Кансиза, регионального
директора по туризму и культуре области Чанаккале, двенадцатитонная
исполинская лошадь, сделанная из стекловолокна, экспонируется сейчас на
развалинах Трои, привлекая туристов.
"Почему американцы не стали снимать в Турции? - говорит Исмаил Кансиз.
- Думаю, причина также и в их необразованности и отсутствии интереса к
мировой культуре. Это хорошо продемонстрировала известная актриса
Шарлиз Терон, которая не так давно побывала в Турции. Вспоминая о своем
путешествии, обладательница "Оскара" рассказывала, как взяла напрокат
машину и поехала в турецкую столицу… Будапешт! Как она в "Будапеште"
покупала турецкие ковры и ходила по базару, где ее радушно принимало
местное население!!!"
Кинопаломничество американцев в страны Азии действительно очень часто
сопровождается грубыми проколами и заслуженной критикой. В погоне за
динамичным сюжетом и спецэффектами кинематографисты почти всегда
забывают об исторической достоверности. На днях в одном из турецких
еженедельников была опубликована статья под заголовком "Поделка
американских ремесленников", посвященная голливудским "гладиаторам".
Исследовав обнаруженные останки гладиаторов из античного города Эфеса,
руины которого расположены в нескольких километрах от современного
турецкого Сельчука, археологи пришли к выводу, что реальные участники
ристалищ были тучными вегетарианцами, которые уж точно не походили на
голливудских мускулистых красавцев. Питались они в основном ячменем,
бобами и сухими фруктами и, наподобие японских борцов сумо, специально
наращивали слои жира, чтобы защитить внутренние органы от ударов
холодного оружия противника…
|