Газета «Наш
Мир»
Похоже, Общественная палата начала оправдывать своё название. В среду комиссия Организации по образованию и науке высказалась против обязательного введения начальной военной подготовки (НВП) в школах. Общественники боятся, что появление этой дисциплины вызовет дискуссию о милитаризации образования. Между тем комиссия Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей высказалась за возрождение в школах обязательного курса НВП. Наряду с очевидными плюсами, такими как подготовка детей к трудностям военной службы, комиссия предложила брать на должность преподавателей уволенных в запас военнослужащих. При этом об обязательном наличии педагогического образования у бывших военнослужащих не упоминалось.
В начале июля Государственная дума России приняла поправки в закон «Об образовании» сразу во втором и третьем чтениях. Депутаты решили, что в школах совершенно необходим такой предмет, как НВП. Поэтому будут или нет наши дети в школе учиться ходить строем, зависит только от президента, так как Совет Федерации одобрить поправки уже успел. Новый предмет собираются ввести вместо «устаревшего» ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), включавшего в себя в том числе начальную военную подготовку. Очевидно, что Министерство обороны РФ сегодня планомерно проводит политику увеличения количества и «повышения качества» призывников. Уже были сокращены военные кафедры в большинстве вузов (остаётся 30), отменены некоторые отсрочки, и вот теперь возврат в школу НВП.
Военные утверждают, что в связи с сокращением срока службы им не хватает времени, чтобы нормально подготовить призывника к армии, прежние «учебки», когда молодого человека полгода готовили к дальнейшей службе, были упразднены. Сторонники НВП также напоминают, что новая дисциплина морально подготовит детей к службе в армии. Напомним, что российские школьники будут вынуждены ходит на уроки НВП два года, с 10 по 11 класс. Однако с обязательным введением этого предмета в школах может возникнуть проблема – свободы выбора. Т.е. тем людям, которые по идейным или религиозным соображениям отказываются держать в руках оружие, не остаётся альтернативного выбора, в отличие от призывников старшего возраста. Многие успели выступить с предложением направлять несогласных в больницы, так сказать на альтернативную учёбу, однако о практической реализации этой инициативы ничего не говорилось. Другой проблемный момент, связанный с НВП, заключается в необходимости сокращать учебную нагрузку на школьников. Об этом говорится не первый год, однако сделано в действительности очень мало.
Причём с введением НВП нагрузка на российских детей увеличится на 25%, что вступает в явное противоречие со мнением медиков и общественности о необходимости ее сокращать. При этом сами военные сомневаются в пользе такой «подготовки». Если раньше проблема заключалась в том, что желания служить не было у большинства молодого населения страны, то теперь ситуация изменилась с точностью до наоборот, однако увеличилось количество хронически больных. Поэтому в первую очередь государству необходимо заботиться о состоянии здоровья своего будущего бойца, а моральная сторона вопроса, как оказывается, приложится.
Кстати сказать, уже сейчас 40% преподавателей ОБЖ составляют военнослужащие, уволенные в запас, которые не обладают должной преподавательской подготовкой. По мнению специалистов, многие из них просто не в состоянии адекватно оценивать возможности своих подопечных, не признающих приказы и несерьёзно относящихся к занятиям. Из стана противников НВП также доносятся опасения, что введение предмета - всего лишь попытка должным образом воспитать молодое поколение. «Начальная военная подготовка (помимо непосредственно военных знаний) закладывает определенный стиль, систему мышления - военную, милитаризованную систему мышления, основанную на двух основных принципах: принцип "свой - чужой" и принцип "начальник всегда прав", безусловное и беспрекословное подчинение младшего старшему. Дети, которые сызмальства воспитаны и ориентированы подобным образом, социально намного более управляемы, чем дети со свободным мышлением. Этот курс должен будет еще и выполнять, с моей точки зрения, чисто педагогическую функцию - определенное построение детских мозгов», - рассказал учитель географии лицея 1525 Леонид Перлов на обсуждении темы введения НВП на «Радио Свобода». «Мы должны учитывать, что нагрузка в школе для детей и так значительная. Чтобы ввести НВП, придется сократить часы, предназначенные для других предметов. Министерство обороны может решить стоящие перед ним задачи и другими путями, в частности, развивая систему дополнительного образования», - прокомментировала замглавы комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина. Позицию зампредседателя комиссии поддержал ее коллега Ефим Рачевский. «Я категорически против данной инициативы. В законе «Об образовании» указано, что данный предмет может быть только факультативным и должен финансироваться за счет заинтересованной стороны, то есть Министерства обороны», - заявил он. Теперь последнее слово осталось за президентом. По некоторым данным, перспектива подписания документа довольна велика.
|