Газета «Наш Мир»
Как страна мощных автомобилей переживает рост цен на бензин
Как приятно было говорить об опасностях, о перевалах, о прериях! Но еще приятнее было высчитывать с карандашом в руках, насколько автомобиль дешевле железной дороги; количество галлонов бензина, потребного на тысячу миль; стоимость обеда, скромного обеда путешественника.
- Илья Ильф и Евгений Петров,
"Одноэтажная Америка"
Финансисты следят за ценами на нефть: сто долларов за баррель, сто пятнадцать, сто двадцать, сто сорок. А обычные американцы отслеживают рост цен на топливо по цифрам на автозаправочных станциях: летом 2007 галлон бензина стоил меньше трех долларов, а сейчас его цена зашкалила за четыре.
Рост цен на бензин повлиял на повседневную жизнь и привычки жителей США. Америка много десятилетий была страной больших расстояний и мощных автомобилей. Но поговорка "В Англии триста лет – недавно, в Америке триста миль – недалеко" в последнее время теряет актуальность.
Первыми были вынуждены скорректировать режим использования автомобилей государственные организации, которым не приходится рассчитывать на дополнительное финансирование. Каждому полицейскому участку, пожарной станции или общеобразовательной школе выделенных на топливо средств должно хватить на весь предусмотренный период, поэтому приходится идти на ухищрения.
Полиции некоторых штатов пришлось отказаться от популярной уловки, к которой стражи порядка прибегали для снижения количества мелких преступлений. Раньше полицейские уезжали домой на патрульной машине и парковали ее в своем квартале. Это создавало ощущение присутствия полиции поблизости, и, согласно статистике, было довольно эффективно. Сейчас в городах штатов Огайо и Техас количество автомобилей, на которых осуществляется собственно патрулирование участка, было урезано. Некоторые районы полицейским приходится обходить пешком, что снижает скорость прибытия по вызову. В Пенсильвании и Айове возобновили патрулирование на велосипедах. Даже в Нью-Йорке и Вашингтоне выросло количество конных полицейских на улицах: лошадь экологичнее автомобиля, а обходится дешевле.
Сложнее приходится пожарным, в частности, калифорнийским. Лесные пожары в штате обходятся значительно дороже обычного. Наконец, школы тоже ищут способы сэкономить на дизельном топливе. Учебные заведения меняют маршруты школьных автобусов, так что некоторым школьникам в новом учебном году придется ежедневно проходить немного большее расстояние до остановки.
Взрослым гораздо труднее избежать дополнительных расходов. Согласно сообщениям Американской ассоциации общественного транспорта (American Public Transportation Association), загруженность общественного транспорта за текущий год серьезно выросла. Чем выше поднимается цена, тем большее количество американцев принимает решение оставить автомобиль в гараже и добраться до места работы на электричке, автобусе или метро. Надо сказать, что и раньше у жителей пригородов были популярны так называемые "car pools", когда соседи с целью экономии на топливе ездили на работу в мегаполис в одном автомобиле, по очереди используя для этой цели автомобиль каждой семьи.
Но сеть маршрутов общественного транспорта в США устроена таким образом, что далеко не каждый американец может добраться на работу без машины. Поэтому некоторым имеет смысл подыскать работу ближе к дому. Эксперты прогнозируют бум удаленной занятости, поскольку современные технические средства позволяют многим специалистам работать через интернет не выходя из дома. Высоко оценивают и перспективы дистанционного обучения. А пока опрос накануне Дня Независимости показал, что у американцев появилась склонность проводить выходные недалеко от дома – ехать далеко стало дорого.
Частные компании тоже пытаются сэкономить на топливе, используя различные ухищрения. Самая неблагоприятная ситуация у таксистов – их прибыль снижается по мере роста цен. Магазины отменяют бесплатную доставку купленных товаров, крупные корпорации не посылают сотрудников в командировки без необходимости (цены на авиатопливо и, соответственно, на авиабилеты, тоже выросли), а падение спроса на спортивные автомобили вынудило продавцов снизить цены. Кстати, производители гибридных автомобилей, напротив, отмечают рост спроса на этот вид машин, и рассчитывают на дальнейшее увеличение интереса к указанной технологии.
Кое-кто пытается извлечь выгоду из высоких цен на топливо. И речь идет не об энергетических компаниях. Изворотливость, например, продемонстрировали организаторы лотереи во Флориде, которые предложили в качестве одного из призов пожизненную оплату бензина (среди других призов оплата бензина на год) и владельцы публичного дома в Неваде, предлагающие выгодным клиентам карточку на бензин в качестве бонуса.
После скачков цен на нефть в 1973-м 1979-м годах американцы уже сталкивались с введением дополнительных налогов на большие автомобили и паническими настроениями в обществе. Так что опыт приспособления к высоким и даже очень высоким ценам на бензин у американцев есть.
Юлия Савицкая.
|