Газета «Наш
Мир»
Люди, которые постоянно стремятся улучшить свою внешность при помощи пластической хирургии, страдают от того, что их мозг неправильно обрабатывает визуальную информацию.
Люди, которые выглядят совершенно нормально, иногда считают себя уродливыми или искалеченными. Если подобные мысли становятся навязчивыми, то речь идет о так называемой дисморфии.
Дисморфия или дисморфофобия
(лат. dis — нарушение; греч. morphe — форма, phobos — страх)
— разновидность ипохондрических синдромов, преимущественно встречающихся в подростковом возрасте (по некоторым данным, 80% случаев падает на период полового созревания), чаще у девочек. При Д. имеет место патологическая убеждённость в наличии какого-то физического недостатка (уродливое строение своего тела, отдельных его частей, особенно лица), либо в распространении больным неприятных запахов и чаще всего кишечных газов. При этом больные опасаются, что окружающие замечают эти недостатки, обсуждают и смеются над ними.
Страдающие дисморфией концентрируются на предполагаемом недостатке своей внешности или на небольшой физической ненормальности. Чтобы устранить «проблему», они прибегают к услугам пластического хирурга, и могут делать это неоднократно. Часто такие люди испытывают чувство вины, бывают угнетены и тревожны, среди них высок риск самоубийства.
Согласно данным ученых из Калифорнийского университета (UCLA), дисморфией страдает приблизительно два процента населения. Нередко это расстройство распространяется в семье и особенно часто встречается у людей с обсессивно-компульсивными расстройствами.
Обсессивно-компульсивное расстройство
(лат. obsessio — обложение, осада, блокада + compulsare — принуждать)
Обсессивно-компульсивное расстройство
(лат. obsessio — обложение, осада, блокада + compulsare — принуждать)
— одно из тревожных расстройств, основными симптомами которого являются обсессии (устойчивые иррациональные мысли и желания) и компульсии (неконтролируемые повторяющиеся действия), выступающие как защита от чувства тревоги
Тридцать процентов людей с дисморфией страдает расстройствами пищевого поведения. Это тоже связано с искажением образа своего тела.
К расстройствам пищевого поведения относят, в первую очередь, анорексию и булимию.
Руководитель исследования, доктор Джейми Фюснер (Jamie Feusner) из института Семела (Semel Institute) Калифорнийского университета, решил узнать, есть ли у мозга больных дисморфией проблема с интерпретацией визуальной информации. И касается ли эта проблема только собственного лица или распространяется и на лица окружающих.
«Мы надеялись, что необходимость сосредоточиться на чужих лицах позволит испытуемым быть менее эмоционально вовлеченными в процесс эксперимента», — говорит Фюснер.
Для эксперимента ученые снабдили двенадцать пациентов с дисморфией специальными очками, на которые транслировались фотографии различных лиц. В это время мозг испытуемых сканировался при помощи магнитно-резонансной томографии. В те же условия поставили и контрольную группу – добровольцев того же возраста, происхождения, образования и т.д.
Каждый доброволец рассматривал три типа фотографий. Первый тип был обыкновенной фотографией. Во втором типе с изображения лица исследователи удалили характерные детали, часто появляющиеся на лицах – веснушки, шрамики, морщины. Лицо на фотографии сделали «низкочастотным», без деталей - практически размыли. Третий тип фотографии представлял собой результат вычитания второго изображения из первого. Получалась «высокочастотная» фотография с очень хорошо проработанными линиями.
Результаты томографии показали, что у пациентов с дисморфией намного чаще работало левое полушарие, «аналитический отдел», предназначенный для сложной детализации. Оно включалось даже тогда, когда предъявлялась «низкочастотная» картинка с небольшим количеством деталей.
Испытуемые из контрольной группы включали левое полушарие для интерпретации более детальной информации, полученной с третьего, «высокочастотного» фото. Первое и второе изображение у контрольной группы обрабатывалось в правом полушарии, на «правильной» стороне, отвечающей за восприятие образа в целом.
«Мы не знаем, почему пациенты с дисморфией анализируют все лица так, как будто они «высокочастотны»,— говорит доктор Фюснер, — но полученные данные говорят о том, что мозг больных запрограммирован на то, чтобы извлечь максимальное количество деталей. Или добавить, если их нет на самом деле. Возможно, они думают о собственном лице даже тогда, когда смотрят на чужие».
Кроме того, рабочая группа Фюснера обнаружила, что чем более выражены признаки дисморфии, тем больше в обработке визуальной информации задействовано левое полушарие.
«Данные этого исследования говорят, что «аппаратные средства» мозга больных дисморфией хороши, — говорит руководитель исследования, — но существует сбой в «программном обеспечении», который мешает пациенту видеть себя так, как это делают другие. Мы не можем приписывать развитие дисморфии исключительно социальным факторам. Теперь, когда мы обнаружили биологическую причину, мы будем искать средства, чтобы научить мозг видеть лицо правильно».
В настоящее время группа Фюснера изучает, как больные дисморфией воспринимают собственные лица. Исследователей интересует, как эмоциональное вовлечение влияет на обработку визуальной информации.
Статья с текущими результатами вышла в Archives of General Psychiatry.
|