Газета «Наш
Мир»
Казахстан и Узбекистан заявили о создании зоны свободной торговли, за основу которой будет взята гонконгская модель. Проект будет разработан до конца текущего года. Об этом договорились вице-премьеры Казахстана Умирзак Шукеев и Узбекистана Рустам Азимов на двусторонних переговорах, прошедших в Ташкенте в конце минувшей недели.
Во время апрельского визита в Астану Ислам Каримов резко отверг инициативу Нурсултана Назарбаева по созданию союза центральноазиатских государств. Президент Узбекистана мотивировал свой отказ тем, что страны региона, находящиеся на разном уровне экономического развития, пока не готовы к такой тесной интеграции, а взамен предложил создать экономические союзы. По мнению политолога Юрия Солозобова, истинная причина отказа была в другом: соревнующийся с Астаной за лидерство в регионе Ташкент ревностно относится к любым предложениям конкурента. Но, проигнорировав региональное объединение в целом, Узбекистан согласился на двусторонний интеграционный проект. И в апреле президенты договорились учредить рабочую группу для разработки документов по свободной торговой зоне с тем, чтобы уже к августу иметь первые наработки.
Возглавляющие рабочие группы вице-премьеры Казахстана – Умирзак Шукеев и Узбекистана – Рустам Азимов в конце минувшей недели встретились в Ташкенте. В ходе переговоров они пришли к соглашению взять за образец свободной экономической зоны (СЭЗ) Гонконг и специальные экономические зоны в Китае. В Китае, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Именно на пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хайнань) приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны. К слову, созданные в России свободные экономические зоны не выдержали испытания временем – из полутора десятков остались СЭЗ «Находка» в Приморском крае и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области.
Умирзак Шукеев пояснил журналистам, что это будет принципиально новая концепция, которая «предусматривает не только обнуление таможенных пошлин, но и вопросы регулирования акциза, миграции, передвижения товаров, инвестиций, приграничные режимы пропускных пунктов».
«Образование реально действующей зоны свободной торговли между Узбекистаном и Казахстаном станет важным этапом для более тесной интеграции обеих стран. А в перспективе позволит создать в Центрально-Азиатском регионе работоспособный экономический союз», – заметил «НГ» политолог Юрий Солозобов.
Создание зоны свободной торговли между Узбекистаном и Казахстаном и совместное решение межгосударственных экономических проблем, в первую очередь газовой и водной, выгодно обеим странам. Так, Узбекистан пропустит в Казахстан по реке Сырдарья примерно 600 млн. кубометров воды из Токтогульского водохранилища Кыргызстана, что позволит оросить казахстанский юг. А взаимообмен газом позволит сторонам выполнить обязательства по поставкам «Газпрому», а также гарантировать газоснабжение южных районов Казахстана.
Как стало известно «НГ», правительство Казахстана рассматривает зону свободной торговли как конкретный пример экономической интеграции, которая, в свою очередь, должна служить катализатором интеграции политической. «В Центрально-Азиатском регионе проживают 55 миллионов человек. Кому интересен пятнадцатимиллионный Казахстан как рынок сбыта? Мы считаем, что если нас будут рассматривать как регион, как единое целое, то мы будем выглядеть привлекательнее. Необходимо найти приемлемый механизм, чтобы объединение стало жизнеспособным. Впрочем, есть четкое понимание того, что объединяться надо», – сказал «НГ» советник президента Казахстана по международным вопросам Ержан Казыхнов.
В разрабатывающемся документе будут зафиксированы принципиально новые детали: помимо пересмотра таможенных пошлин упростятся процедуры регулирования акцизов, передвижения товаров, инвестиций и, что особенно важно, людей. По подсчетам экономистов, примерно 80% населения Узбекистана сегодня находятся за чертой бедности. «Для многих из них возможность работать в более благополучном Казахстане и вывозить туда на продажу сельхозпродукцию – чуть ли не единственная возможность выжить. А свобода передвижения позволит людям воочию убедиться, какая из моделей модернизации – узбекская или казахстанская – работает лучше», – резюмировал Юрий Солозобов.
|