Газета «Наш
Мир»
Верховный судья Великобритании отнесся к шариату благосклонно
В Британии – новый виток дискуссии вокруг возможного включения норм шариата в законодательство Соединенного королевства. 4 июля на эту тему высказался верховный судья Великобритании лорд Николас Аддисон Филлипс. Напомним, что дискуссию в феврале этого года инициировал архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс. Он прочитал лекцию в Королевском суде Лондона, предложив разрешить британским мусульманам в ряде случаев (брак, развод, финансовые сделки, разрешение внутриобщинных и внутрисемейных конфликтов) руководствоваться шариатом. "НГР" подробно рассказывали об этой лекции и вызванном ею резонансе
Лорд Филлипс, выступая перед лондонским Мусульманским советом, в общем, поддержал архиепископа. Судья также не видит причин, по которым проживающие в Британии мусульмане не могут следовать нормам шариата в некоторых жизненных ситуациях. Впрочем, он подчеркнул, что эти нормы не должны противоречить британскому законодательству. То есть никто не позволит мусульманам побивать камнями прелюбодеев, буде найдутся энтузиасты подобных практик.
Выступление лорда-судьи вызвало оживление в британской печати. Заметим, что лорд Филлипс и архиепископ Уильямс, в общем, высказывали схожие идеи. При этом некоторые издания уловили в их выступлениях чуть ли не противоположные акценты. Так, Александра Фоусетт из Guardian считает, что архиепископ Кентерберийский хочет "перевести религию из частной сферы в публичную". "Это грозит правовой неопределенностью, – пишет Фоусетт. – Двоих подданных Великобритании будут судить по разным законам, им станут выносить разные наказания лишь на основании того, что они исповедуют разные религии. Это не приведет к интеграции, скорее, создаст разделение в обществе по религиозному признаку". Выступление лорда Филлипса Фоусетт одобряет: он, дескать, напомнил о верховенстве "общих законов" и о том, что религия – все-таки вопрос частной жизни.
Газета Sunday Times приводит слова представителя Мусульманского совета Британии Инайата Бунглавалы: "Английские законы позволяют нам заключать сделки с кем угодно". "Гражданский договор, – пишет издание, – может основываться на любых нормах, хоть на законах Азербайджана, если стороны с этим согласны и если это не противоречит британскому законодательству... Шариатские советы в Британии уже существуют, они занимаются гражданскими тяжбами, и все информированные мусульмане об этом знают".
По мнению обозревателя Sunday Times Минетт Маррин, судья Филлипс просто-напросто выступил за сохранение нынешнего положения вещей. Маррин вообще не считает, что все британцы должны уважать мусульманские нормы и обычаи; относиться терпимо – да, но не уважать. От уважения до нежеланных перемен в обществе один шаг. Сегодня вы уважаете право мусульманина иметь несколько жен – а завтра государство выплачивает этим женам пособие.
Пока суд да дело, британские власти уже пошли на некоторые уступки мусульманам – пусть частные и даже забавные, но все же знаковые. Британская ассоциация начальников полиции, как сообщает Sunday Times, предписала при обыске домов мусульман... надевать собакам-ищейкам обувь. Вопрос в том, чем ответят на подобные уступки сами мусульмане. Как они их воспримут? Как слабость или как повод самим чаще идти на компромисс?
|