Газета «Наш Мир»
В Китае арестованы сотни подозреваемых в терроризме
Пекин предпринимает чрезвычайные меры безопасности в преддверии Олимпиады. Ссылаясь на происки враждебных сил, полиция подвергла арестам сотни людей. Среди них уйгуры, обвиняемые в сепаратизме, католические священники, приверженцы необуддистской секты. Власти также ужесточили контроль за работой иностранной прессы.
Самый очевидный симптом тревоги, которую испытывают власти, – установление сканеров для осмотра багажа на всех станциях пекинского метро. На самых загруженных остановках дежурят полицейские с собаками. Вокруг олимпийских объектов размещены батареи ракет ПВО.
Призывая население повысить бдительность, центральный орган Компартии Китая «Жэньминь жибао» пишет: «Международное положение и политическая ситуация все более осложняются с каждым днем. Черные тучи терроризма на наших границах – это факт, который невозможно игнорировать». В подтверждение газета ссылается на бунты в Тибете в этом году и столкновения полиции с «террористическими группировками» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. По мнению рупора правящей партии, события в Синьцзяне и Тибете показывают, что пекинская Олимпиада сталкивается с террористической угрозой масштаба, не имеющего прецедента в истории Олимпиад.
Стремление оградить спортсменов, руководителей примерно 80 государств, ожидающихся на церемонии открытия игр, и туристов от насилия закономерно. Да и престиж руководителей государства поставлен на карту. Ведь в глазах миллионов китайцев проведение Олимпиады в Пекине стало символом того, что их страна обретает свое место в ряду великих мировых держав. Но, по мнению иностранных наблюдателей. вопрос заключается в том, не служит ли подготовка к Играм оправданием для гонений на политических противников Коммунистической партии, а также тибетцев, уйгуров и представителей религиозных меньшинств.
В этой связи уместно вспомнить предупреждение, с которым год назад выступила авторитетная международная организация Amnesty International. Китайские власти, заявила она, нарушили обещание, когда они подавали заявку на проведение Игр. Они усилили произвол и слежку за политическими и религиозными диссидентами, а также стали чаще подвергать арестам журналистов и закрывать издания, поднимающие острые социальные проблемы.
По-прежнему, как и в прошлом десятилетии, очагами потенциальной дестабилизации остаются Тибет и Синьцзян, автономные районы, где «сыновья земли» возмущены растущим наплывом переселенцев ханьской (китайской) национальности. Хотя волнения в Тибете и соседних провинциях были подавлены в конце весны, в тюрьмах остаются, по оценкам правозащитников, до тысячи тибетцев.
В Урумчи, столице Синьцзяна, полицейские застрелили на прошлой неделе пять мусульман, имевших при себе ножи, 10 человек арестовали. А всего с начала года в Синьцзяне было задержано 82 человека, заподозренных в принадлежности к террористическим и сепаратистским группировкам. Главной из них считается движение за «Свободный Восточный Туркестан». С ним идет борьба не на жизнь, а на смерть. По сведениям Radio Free Asia, двое уйгуров по приговору суда были на днях казнены.
Впрочем, усилен контроль над «неблагонадежными» и среди китайского населения. К их числу относятся приверженцы «подпольной Католической церкви». В Поднебесной насчитывается от 8 до 12 миллионов католиков. Примерно половина верующих не признает официальной Церкви. В конце мая «нелегалы» (большинство их живет в провинции Хэбэй, соседствующей со столицей) отправились в паломническое путешествие к храму около Шанхая, где, по преданию, жила святая служительница религии. К путникам собирались присоединиться два священника из Хэбэя. Но они были задержаны полицией. Об их судьбе ничего не известно.
Еще в начале 2000-х годов Пекин назвал подрывающей национальную безопасность необуддистскую секту «Фалуньгун», у которой были сотни тысяч последователей. Хотя многие сектанты получили длительные тюремные сроки, искоренить это движение не удается. И вот с приближением Олимпийских игр членов секты стали задерживать. По сведениям зарубежных отделений этого массового движения, под арестом остаются 1500 человек.
Подобно своим коллегам, освещавшим предыдущие Игры, усиленными мерами безопасности недовольны западные репортеры, аккредитованные в Пекине. Президент клуба иностранных журналистов Китая Джонатан Уотс говорит, что они «граничат с паранойей. Из-за этого Игры могут стать безрадостными». Если раньше приезжих встречали плакатами «Пекин приветствует вас!», то теперь его следует заменить на девиз «Олимпиада без происшествий», замечает корреспондент лондонской Times. |