Газета «Наш Мир»
Несмотря на стремление нового туркменского лидера Гурбангулы Бердымухаммедова к многовекторной политике в сфере безопасности, расширению контактов с НАТО и США, московское направление тоже считается одним из основных.
Туркмения вновь становится важным военно-техническим партнером России. Несмотря на стремление нового туркменского лидера Гурбангулы Бердымухаммедова к многовекторной политике в сфере безопасности, расширению контактов с НАТО и США, московское направление тоже считается одним из основных. А недавний визит в эту страну президента РФ Дмитрия Медведева, в ходе которого был обсужден широкий спектр вопросов, представляющих взаимный интерес, говорит о том, что слухи об ухудшении российско-туркменских отношений явно преувеличены. В ходе состоявшихся переговоров российского лидера со своим туркменским коллегой одним из ключевых был вопрос о цене на добываемый в Туркмении газ и маршрутах его транспортировки к европейским потребителям. При этом особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности региона, в том числе транспортировки газа по трубопроводам. Москва гарантировала надежное выгодное военное сотрудничество со своим туркменским партнером.
Москва поставила Ашхабаду шесть реактивных систем залпового огня «Смерч».
Хотя при этом решались и проблемные вопросы. Как известно, Москва предлагает строительство прикаспийского газопровода, призванного доставлять туркменский газ в РФ через территорию Казахстана. Именно этот газопровод — главный козырь Москвы, пытающейся сохранить энергетическое влияние на Европу, в игре против лоббируемого Евросоюзом проекта Nabucco. Ашхабад согласен с предложениями Москвы, однако пока активных действий по строительству нового газопровода не предпринимает. Вот визит Дмитрия Медведева в Ашхабад и был направлен на то, чтобы активизировать этот процесс. И одновременно расширить контакты РФ и Туркмении в других сферах экономики и социальной жизни, в том числе и оборонной.
Помощник президента России Сергей Приходько, характеризуя итоги российско-туркменских переговоров, заявил, что российская сторона не ожидает никаких задержек с реализацией проекта прикаспийского газопровода. При этом он акцентировал внимание, что Туркмения не рассматривает пока других проектов транспортировки своего газа в Европу. «Слова Nabucco мы ни разу не слышали от наших туркменских коллег… Реализация проекта Nabucco — в виртуальном представлении европейских чиновников», — считает Приходько. Говоря о других областях сотрудничества России и Туркмении, помощник президента отметил, что стороны намерены развивать сотрудничество в военно-технической сфере. «Основное время было уделено анализу нынешнего состояния и перспектив сотрудничества в торгово-экономической, культурной, гуманитарной сферах, сотрудничества в области ВТС. Хотя Туркмения и придерживается нейтрального статуса и мы этот статус уважаем, но забота о собственной обороноспособности не исключает возможности военно-технических связей. Таковые и будут развиваться», — сказал он.
Эксперты называют формулу военно-технического сотрудничества России и Туркмении: взаимовыгодные отношения, контакты, льготные цены на покупку военной техники, бесплатное обучение туркменских юношей в военно-учебных заведениях ВС РФ. И эта формула уже начинает реализовываться. Накануне приезда в Туркмению президента России министр обороны РФ Анатолий Сердюков провел в Ашхабаде переговоры со своим туркменским коллегой генералом армии Агагельды Мамедгельдыевым. Как передают СМИ, глава российского военного ведомства «с удовлетворением отметил активизацию взаимодействия между министерствами обороны двух стран и выход его за последние два года на качественно новый уровень». Минобороны России готово и в дальнейшем оказывать всемерную поддержку Туркмении в реформировании и модернизации национальных Вооруженных Сил. С этой целью стороны наметили основные направления дальнейшего развития двустороннего сотрудничества по данному направлению. По словам Сердюкова, одним из примеров тому служит возобновление обучения военнослужащих Туркмении в вузах Минобороны России, которое в настоящее время осуществляется на безвозмездной основе.
Другим примером активизации военно-технического сотрудничества может служить тот факт, что в июне 2008 г. с РФ был подписан контракт на закупку Туркменистаном шести реактивных систем залпового огня «Смерч» (дальность стрельбы — 90 км). Как отмечают эксперты, это первая крупная военно-техническая сделка России с Туркменистаном за последние десять лет. Отмечается, что сумма контракта — около 70 млн. долл. США. Это немало, если учесть, что в последние годы приблизительно столько составлял весь туркменский военный бюджет. Теперь, похоже, в Ашхабаде понимают, что на развитие армии и флота необходимо выделять значительные финансовые средства. Видимо, неслучайно министр обороны Туркмении Агагельды Мамедгельдыев посетил на прошлой неделе действующую на Урале Международную выставку вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил-2008», в ходе которой высказал намерение о закупке в России техники и вооружения, а также ее модернизации. В частности, как сообщают СМИ, туркменский министр посетил Уральский оптико-механический завод (УОМЗ), где был подписан с туркменской стороной контракт на обслуживание оборудования, установленного на военной технике.
Расширяется сотрудничество Ашхабада и Москвы и в других отраслях экономики. Например, во время своего визита в Туркмению Дмитрий Медведев принял участие в открытии в Ашхабаде учебно-сервисного центра «КамАЗ». Объект стоимостью 7 млн. долларов возвели туркменские строители по заказу и на средства «КамАЗа». Центр рассчитан на комплексное обслуживание 1 тыс. автомобилей в год. В нем будут также обучаться специалисты для торгово-сервисных предприятий «КамАЗа», строящихся в стране. Кроме того, в ходе недавней поездки президента Бердымухаммедова в Татарстан достигнут ряд конкретных договоренностей в сфере поставок продукции авиапрома, привлечения нефтяных компаний Татарстана к освоению месторождений в Туркмении. Имеются проекты сотрудничества с Ашхабадом у Санкт-Петербурга, Астраханской, Свердловской и Челябинской областей. Кроме этого, Россия и Туркмения готовят соглашение об организации прямого железнодорожно-паромного сообщения. Об этом сообщил сам Дмитрий Медведев в ходе переговоров с президентом Туркмении. При этом он уточнил, что прямое железнодорожно-паромное сообщение будет организовано через порт Астраханского водного транспортного узла в направлении Туркменбаши. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов поблагодарил российскую сторону за поддержку туркменской инициативы о строительстве железнодорожной магистрали Казахстан-Туркмения-Иран с выходом на порты Персидского залива и Южной Европы. Он высказался за подключение ОАО «РЖД» к этому проекту.
В Ашхабаде при помощи России ведется строительство нового здания российско-туркменской средней общеобразовательной школы имени Пушкина. Готовится к открытию филиал Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина. По взаимному согласию увеличены квоты для выпускников туркменских школ на обучение в российских вузах.
Таким образом, российско-туркменские отношения расширяются. Москва и Ашхабад становятся важными партнерами не только в топливно-энергетической сфере, но и по другим направлениям. Это способствует усилению геополитических позиций РФ в этом важном регионе Центральной Азии.
|