Газета «Наш Мир»
Крупнейший мировой авиасалон омрачен ростом цен на топливо. Похоже, время пожирающих керосин гигантов уходит, их место займут экономичные лайнеры поменьше, которые строит и Украина
Международный авиасалон в английском графстве Гемпшир в этом году собрал полторы тысячи экспонатов из 35 стран мира. Посмотреть на это все приехали около 200 тысяч посетителей. Многие сомневаются, что подобный размах удастся сохранить до следующего раза: производители огромных шумных авиалайнеров и быстрых неэкономичных самолетов для VIP-персон одинаково страдают от роста цен на нефть. С такими темпами придется скоро пересаживаться на корабли и поезда.
Салон в Фарнборо – крупнейшая в мире выставка авиации, оборудования и сопутствующей техники. Она проходит раз в два года в пригороде Лондона. Каждый день над Фарнборо летают десятки самолетов: огромных, вроде Airbus A380, и маленьких, вроде беспилотников местного авиазавода фирмы BAE Systems. Но наибольшее внимание привлек впервые показанный на публике американский истребитель F-22 Raptor.
Основные преимущества этого самолета перед существующими – способность одновременно вести огонь по наземным целям и вражеским самолетам, а также развитые средства для радиоэлектронной борьбы и разведки. Экспорт F-22, который называют самым современным истребителем в мире, был запрещен еще 10 лет назад. То есть купить его за деньги сегодня просто нельзя, американцы не хотят, чтобы их пилоты в каком-либо конфликте столкнулись с этим чудовищем.
Покажут на авиасалоне и продукцию стран, не считающихся лидерами самолетостроения. Например, итальянская Alenia Aermacchi представит учебно-боевой самолет M-346 – самый безопасный в Европе.
Одна из изюминок фестиваля – демонстрация не только самых современных, но и исторических типов воздушной техники. Был показан в полете восстановленный до рабочего состояния бомбардировщик Avro Vulcan – один из основных самолетов ядерного противодействия Советскому Союзу во время холодной войны.
В 2006 году на авиасалоне уже заключили сделок на $42 млрд. В этот раз за первый же день Boeing заработал $13 млрд, а европейский Airbus – $11 млрд. Но есть у фестиваля и проблемы. Две основные связаны между собой – цена топлива и загрязнение окружающей среды. 10 июля 2008 года, за несколько дней до открытия авиашоу, компании Rolls-Royce и British Airways начали исследование возможности заправки уже существующих самолетов альтернативным топливом. Цель – найти полную замену дорогому и опасному авиационному керосину.
Boeing и Airbus прямо на фестивале провели конференцию, на которой заявили: уже сейчас авиация обеспечивает 2% загрязнения окружающей среды оксидом углерода, а до 2050 года эта доля вырастет до 3%. Именно поэтому такое внимание уделили Airbus A380. Самый большой в мире авиалайнер, скорее всего, последний в серии авиационных пассажирских гигантов. Ведущие авиастроители решили перейти на производство новых типов самолетов, таких как экономичный Boeing 787. Кстати, новым европейским требованиям полностью соответствует и наш Ан-148.
|