Газета «Наш Мир»
От учителей до бизнесменов – все постоянно жалуются на то, что люди сегодня (обычно «молодежь сегодня») не умеют писать. Проблема, возможно, заключается в том, что люди не умеют редактировать. Под влиянием распространенных представлений мы считаем, что текст должен свободно выходить из-под пера или печатающих пальцев и что слишком тщательное редактирование «убивает» наше живое произведение.
Лучшие писатели думают по-другому: их мемуары, биографии и пособия по литературному ремеслу полны историй о книгах, из которых пришлось выбросить половину текста, чтобы их вообще можно было читать, о предложениях, которые надо было неделями и месяцами дорабатывать до удовлетворительного состояния, о целых жизнях, потраченных на переписывание одного единственного произведения, которое никак не хотело обрести ту «единственно правильную» форму, которую они искали. Перефразируя известную среди писателей поговорку, можно сказать: нет произведений, хорошо написанных – есть произведения, хорошо пере-писанные.
Но если технике и стилю письма сегодня еще достаточно хорошо – или хотя бы достаточно – обучают, то редактированию не учат совсем. Это плохо, потому что именно с редактирования и начинается настоящая работа над текстом. В гораздо большей степени, чем просто чтение и исправление ошибок, хорошее редактирование помогает придать произведению ясность и убедительность. Ниже вы найдете несколько советов и хитростей, которые сделают ваше письмо более эффективным:
Читайте вслух
Чтение текста вслух помогает выявить тяжелые, неуклюжие куски, которые в письменном виде выглядели вполне приемлемыми, особенно на взгляд самого автора.
Читайте в обратном порядке
Возможно, вы слышали о чтении в обратном порядке, слово за словом, для более качественной коррекции. Это работает, так как помогает преодолеть тенденцию мозга видеть то, что он ожидает увидеть; это позволяет вам замечать орфографические ошибки, которые в противном случае могли бы быть пропущены. Однако этот метод бесполезен, если нас интересует содержание теста, где смысл раскрывается при чтении прямой последовательности фраз. Поэтому читайте в обратном порядке по целому предложению (или, может быть, абзац за абзацем, или и так и так), чтобы убедиться в том, что каждое предложение и каждый параграф связаны друг с другом – такое чтение будет иметь смысл.
Отложите до утра
Подождите хотя бы одну ночь, а лучше больше, перед тем, как начнете редактировать. В идеале, вам следует забыть, что вы написали, чтобы мозг опять видел не то, что он хочет видеть, а то, что есть на самом деле. Мы неоднократно делаем логические ошибки, которые сразу не замечаем, потому что наше сознание заполнено идеями, примерами и аргументами, относящимися к избранной теме; когда же мы подходим к написанному с чистым сознанием, из которого все эти мысленные связи уже исчезли, то значение имеет только то, что мы действительно написали.
Сокращайте, а не добавляйте
Мы почти всегда слишком многословны. Возможно, вам нужно будет добавить одно или два слова во время редактирования, но в основном вам придется убирать лишнее. Краткий текст производит более сильное впечатление и его легче читать, чем пространную прозу.
Добивайтесь оправданности
Каждое утверждение, вопрос, шутка, даже каждое слово в вашей работе должны иметь свое объяснение; если его нет – вырезайте этот кусок. Будьте строги: если слово или фраза ничего не прибавляют к достоинствам вашего текста, избавляйтесь от них.
Идентифицируйте факты лингвистической претенциозности и элиминируйте такой материал
То есть замечайте слишком красочные или заумные слова и вырезайте их. Неопытные авторы часто имитируют научный язык, точнее, то, что они принимают за научный язык. Даже если вы действительно находитесь в академической среде, не стоит использовать академический стиль в качестве основной модели письма. Хотя для профессионального жаргона есть свое время и место, в целом он предназначен, скорее, для того, чтобы удалить неподготовленного читателя, чем привлечь его. Для большой аудитории лучше подойдет публицистический, журналистский стиль – что означает расчет на уровень любого достаточно сообразительного девятиклассника.
Избавляйтесь и выкидывайте всё ненужное многословие и лишние повторения, которые вам вовсе не нужны
Это правило применимо как к отдельным предложениям, так и к тексту в целом. В школе вас, возможно, учили, что чем больше вы скажете или напишите, тем лучше, но для большинства читателей – это лишь потеря времени и оскорбление их интеллекта: в конце концов, они просто перестанут вас слушать. Сразу говорите ясно и двигайтесь дальше.
Избавляйтесь беспощадно от ненужных наречий
Некоторые наречия вполне уместны, но часто они лишь перегружают текст излишними подробностями. Например: «Он бежал быстро». Бег сам по себе уже предполагает определенную скорость. Если он бежал как-то необычно (например, медленно), тогда подчеркните это; если же нет, то просто скажите: «Он бежал», и допустите, что читатель в курсе, что значит слово «бежать».
Пассивные конструкции должны быть почти исключены
Обращайте внимание на использование пассивных конструкций с глаголом «быть» и глаголов в страдательном залоге, оканчивающихся на –ся, при которых подлежащее не является действующим лицом, а само подвергается действию со стороны дополнения. Пассив часто звучит мягко, неубедительно и свидетельствует об уклончивости: «Ошибки были сделаны», – подразумевает отсутствие вины, в то время как «Я сделал ошибку» говорит всему миру, что вы берете ответственность на себя. Пассивные конструкции делают акцент на результате, а не на действии. Поэтому старайтесь их избегать.
Хорошее редактирование, как и хорошее письмо (или, лучше, как составная часть хорошего письма), – это искусство. Требуется время и практика, чтобы развить у себя редакторский талант, но результат стоит того – ваша манера письма будет более живой, эффективной и в конечном счете более «читабельной». А ведь именно это и является самым главным – ваша аудитория читает и, что не менее важно, понимает ваше творчество.
|