Газета «Наш Мир»
Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, лишенный сана "за клевету на руководство Московской патриархии и раскольническую деятельность", вчера предал анафеме патриарха Алексия II и митрополитов Кирилла и Филарета. Диомид, таким образом, ушел в раскол, отделив Чукотскую епархию от официальной церкви. Впрочем, в самой РПЦ убеждены, что раскола не будет.
Вчера на интернет-портале "Кредо.ру" было опубликовано обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида, которое стало ответом на решение Архиерейского собора наказать его за раскольническую деятельность. "Все решения прошедшего Архиерейского собора, в том числе о лишении меня священного сана, признаю не имеющими канонической силы ввиду открытого исповедания участниками этого Архиерейского собора основных положений ересей цареборчества, экуменизма и глобализма", – объясняет Диомид.
Напомним, скандал разгорелся после того, как в феврале 2007 года чукотский епископ обратился "ко всей полноте русской церкви" с призывом покаяться в отступлении от веры, обвинив Московский патриархат в "еретическом служении экуменизму" и "духовном соглашательстве со светской властью". Затем мятежный архиерей потребовал от Алексия II "не признавать демократию как политическую систему, а считать богоугодной властью монархию". Помимо этого чукотский владыка призвал объявить грехом использование мобильных телефонов и присвоение гражданам ИНН.
На Архиерейском соборе в конце июня чукотский владыка был признан виновным "в культивировании духа раскола", а также в "клевете, дезинформации и прямой лжи относительно деятельности патриарха и отдельных архипастырей", а также в том, что его высказывания "ведут к конфронтации церкви с государством и обществом". За все перечисленные канонические преступления собор принял решение разжаловать Диомида в простые монахи, если он не принесет покаяние.
Владыка Диомид не только не признал себя виновным, но и предал анафеме патриарха Алексия II и самых влиятельных архиереев РПЦ, митрополитов Смоленского и Калининградского Кирилла и Минского и Слуцкого Филарета, как "еретиков-цареборцев". Вдобавок Диомид постановил "пребывая в лоне РПЦ, перевести на время разрешения догматических и канонических вопросов Анадырскую и Чукотскую епархию на самоуправление, то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию". Иными словами, чукотский епископ решил отделиться от руководства официальной церкви.
"Официально патриархия никаких обращений Диомида не получала, – сообщил вчера "Ъ" пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. – Но если такое обращение имеет место быть, то это истерика, которая попирает церковные каноны". По его мнению, новое обращение Диомида оттолкнет от него "тех немногих сторонников, которые у него были". "За ним последует малая часть маргиналов, поэтому назвать действия Диомида расколом нельзя", – убежден отец Владимир. При этом он добавил, что у чукотского владыки есть время одуматься и покаяться до заседания Священного синода, которое состоится 2 сентября 2008 года.
"Анафематствование епископом патриарха – прецедентное явление в современной России. Подобное происходило, когда произошел раскол в русской церкви в 20-х годах прошлого столетия, – заявил "Ъ" политолог, член президиума Всемирного русского народного собора Александр Дугин. – Раскола не будет, но внимание к этому скандалу будет огромное. Это встряхнет РПЦ и руководство церкви вынуждено будет усилить фундаменталистское крыло". Он убежден, что за скандалом стоят "внешние силы, заинтересованные в ослаблении церкви".
Однако сторонники мятежного архиерея прогнозируют другое развитие событий. "Я думаю, что владыку Диомида поддержит четверть верующих РПЦ, ведь он остался единственно верным церковным канонам архиерей, – заявил "Ъ" руководитель московского отделения Союза русского народа Михаил Назаров. – Это приведет к размежеванию внутри церкви".
|