Газета «Наш Мир»
Российские экологи наслаждались визитом Владимира Путина в Сочи 3 июля. Тогда перед камерами премьер-министр сурово призвал к порядку главу компании "Олимпстрой", отвечающей за реализацию олимпийских проектов для Игр-2014. Путин сделал вид, будто только что обнаружил, что строительство многих объектов – в том числе бобслейной трассы – намечено в природоохранной зоне. Международный олимпийский комитет и многочисленные организации были возмущены, поэтому премьер-министр решил перенести спорные объекты, несмотря на дополнительные издержки.
"У него не было выборы: либо перенести объекты, либо отказаться от Игр, – заверяет Михаил Крейндлин из российского отделения Greenpeace. – Эта вспышка гнева – чистый пиар, хотя на "Олимпстрой" есть за что злиться. Вот уже год они заявляют нам, что нашим заповедникам здесь не место..." Итак, это просто тактический ход Владимира Путина с целью избежать новой критики в адрес спорных Игр? Не только.
Вот уже несколько месяцев российская власть пытается проявить добрую волю в экологическом вопросе после многолетнего полного пренебрежения. Качество жизни граждан – начиная с воздуха, которым они дышат, и воды, которую пьют, – никогда не удостаивалось внимания властей, сначала советских, затем российских, слишком озабоченных индустриальным развитием. Сами русские совершенно лишены стремления защищать природу: это касается и обращения с отходами, и транспорта, и отопления (централизованного и часто нерегулируемого).
3 июня президент Дмитрий Медведев произнес беспрецедентную речь, посвященную вопросам экологии, призвав российскую экономику к новой "эффективности". "Давайте просто вдумаемся: по потерям энергии в тепловых сетях наша страна занимает первое место в мире. Это плохой рекорд. Что же касается уровня энергоэффективности, то по большинству производств он отстает от современного в 10-20 раз", – сказал президент, критикуя использование отсталых технологий. Он поставил задачу к 2020 году снизить на 40% количество потребляемой Россией энергии.
Дорога от слов к делу может оказаться долгой и тернистой, настолько сегодня российская экономика зависит от газа и нефти и не ставит перед собой иных целей. В сентябре Дума рассмотрит проект закона об экологии, устанавливающего новые нормы загрязнения воды, воздуха и почвы. Российская власть хочет также поощрять инвестиции в альтернативные источники энергии и экологичное оборудование.
В своем выступлении 3 июня Дмитрий Медведев сообщил, что в его стране миллион человек "живет в условиях, которые представляют собой опасный уровень загрязнения". "По нашим цифрам, не один, а три миллиона человек", – говорит Михаил Крейндлин из Greenpeace.
Тревожные сигналы
Российское телевидение тотчас пошло по стопам президента. 8 июня Первый канал показал длинный репортаж, посвященный экологическим проблемам страны. Журналист рассказал об обстановке, представляющей опасность для жизни 10 тыс. человек, проживающих рядом с Челябинским металлургическим комбинатом, или в печально известном Дзержинске. Там в секретном промышленном центре армии производились и хранились крупные партии химикатов, причинивших непоправимый вред почве и грунтовым водам. Кроме выбросов заводов в регионе круглосуточно функционирует крупнейшая свалка региона под открытым небом, где отходы сваливаются без разбора и разрешения. Говорят, средняя продолжительность жизни там не превышает 45 лет.
При желании список примеров можно продолжить. В апреле российская пресса писала, как на встрече в Кремле мэр Чапаевска Николай Малахов предложил эвакуировать и закрыть его город. В Чапаевске (некогда Троцке), основанном в 1927 году вокруг секретного предприятия, производившего токсичные вещества, находятся несколько военных заводов, закрытых в 1990-е годы. Уровень загрязнения здесь достигает таких масштабов, что народный избранник не нашел ничего лучше такого радикального решения.
В последние месяцы российские ученые подают тревожные сигналы в связи с последствиями потепления климата. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), к 2010 году потребность в воде в Центральной Азии может превысить ее запасы.
Таким образом, в будущем на юге России может возникнуть серьезная продовольственная проблема, говорится в исследовании, опубликованном 9 июля организациями WWF и Oxfam. Урожай пшеницы к 2015 году может снизиться на 11% из-за усиления засушливости почв, особенно в Ставропольском и Краснодарском крае. Кроме того, страна должна приготовиться к резким колебаниям тепла и холода, росту числа наводнений и ураганов. |