Газета «Наш Мир»
Россия усиливает напор: Вашингтон на грани нокдауна
На дипломатическом фронте по направлению Восток-Запад идет игра, в которой и Запад, и Россия достаточно поднаторели
«Asia Times» (Гонконг), 19.07.2008
На прошлой неделе окончательно прояснилась ситуация с политическим курсом, который будет проводить в качестве президента России Дмитрий Медведев. Рано или поздно это должно было случиться, но никто не думал, что это произойдет так быстро. И всем абсолютно ясно, что на встрече глав государств, входящих в 'большую восьмерку' (саммит проходил на японском острове Хоккайдо), президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) решил осадить Медведева.
Вскоре после встречи на Хоккайдо, прошедшей 9 июля, Буш покровительственно назвал Медведева 'толковым парнем'. Перед этим, однако, он удостоверился в том, что госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) привезла из Праги подписанный договор о разворачивании в Чехии американских систем слежения в рамках программы противоракетной обороны в Центральной Европе.
Если предположить, что основной целью приезда Медведева на Хоккайдо было подчеркнуть растущую роль России на мировой арене в качестве державы, с которой Западу предстоит соперничать, то Буш явно вел себя так, как будто ему вообще не до этого. США с пренебрежением отвергли прозвучавшее на саммите 'восьмерки' предложение Медведева выстроить общеевропейскую систему безопасности совместно с Россией. Услышав о пражской сделке, Медведев выразил 'разочарованность' в произошедшем. А Райс, словно бы желая насыпать соли на раны русских, из Праги отправилась в Болгарию, где США впервые в истории собираются строить военную базу, а оттуда – в Грузию, где планируется обсудить перспективы вступления этой страны в Организацию североатлантического договора (НАТО).
Находясь в Тбилиси, Райс обратилась к международному сообществу с призывом поучаствовать в процессе предотвращения насилия в сепаратистских республиках Абхазия и Южная Осетия (в последнее время в этих регионах усилилась напряженность, а Грузия обвиняет Россию в попытках присоединить их к своей территории). Вдобавок ко всему США начали проводить под Тбилиси совместные учения с грузинской армией под кодовым наименованием 'Мгновенная реакция'. Учения будут идти весь июль. Профинансированы они Пентагоном, а спланированы восточным командованием вооруженных сил США. Целью учений является демонстрация России того, что Грузия отныне – сфера влияния США, а Вашингтон готов прилагать значительные усилия ради сохранения достижений 'революции роз'.
Подобное самоуверенное поведение представляется нелогичным и нецелесообразным, ведь у Запада есть все основания стараться не ставить Медведева в неудобное положение. В последние несколько месяцев Запад подчеркивает, что молодой российский президент имеет шанс стать независимым хозяином Кремля, с которым – в отличие от его предшественника, Владимира Путина – можно будет иметь дело.
Аналитик московского Карнеги-центра Дмитрий Тренин, комментируя действия США, заявил, что Запад отметил 'быстроту ума Медведева, его спокойную манеру вести диалог, а также его очевидное желание продемонстрировать всем, что именно он стоит за внешнеполитическим курсом России... Есть более веские основания ожидать, что Дмитрий Медведев... будет медленно, но неукротимо концентрировать власть в своих руках'.
Ясно, что в последнее время на дипломатическом фронте по направлению Восток-Запад происходит давно известная всем игра, в которой и Запад, и Россия поднаторели в достаточной степени. Судя по всему, однако, США пришли к выводу, что Медведев пропустил лестные слова мимо ушей и теперь заботится лишь о том, чтобы продемонстрировать свои таланты актера. На самом деле в России почти ничего и не изменилось. Согласно опросам, Путин и на посту премьер-министра представляется россиянам 'верховным лидером', его рейтинг превышает 70 процентов (а рейтинг Медведева не поднимается выше 47 процентов). Недавно один комментатор из Москвы заметил, что Медведева можно уподобить второму пилоту самолета, главным пилотом которого остается Путин, – и комментатор этот, думается, не далек от истины.
Безусловно, Медведеву отлично известно, что даже захоти он быть тем самым проводником западного влияния и достойным членом клуба 'большой восьмерки', которым его хотел бы видеть Запад, ему пришлось бы в значительной степени пойти против воли собственного народа. Согласно результатам опроса, недавно проведенного российским телевидением, символом возрождения России оказался не кто иной, как Иосиф Сталин. С приличным отрывом второе и третье место заняли два колоритных Владимира: Высоцкий (певец) и Ленин (революционер), а за ними опять-таки следуют вечные герои Иван Грозный и Александр Пушкин.
Кстати, ведь в прошлую субботу, когда Медведев подписывал новую внешнеполитическую программу России, выяснилось, что впервые за всю историю прерогатива принятия окончательных решений во внешнеполитической сфере оказалась закреплена за премьером (до этого момента она была исключительным полномочием президента). Это показывает, что Кремль намерен следовать тем же курсом, который задавал Путин на протяжении своего восьмилетнего пребывания на посту президента. Туманные и в известной степени невнятные ожидания некоторой внешнеполитической 'либерализации', которая якобы должна была наступить при Медведеве, оказались ничем не подкрепленными.
Получив удар от Вашингтона, Москва, однако, не стала подставлять другую щеку. В своем обращении к российским послам, сделанном в Москве во вторник, Медведев недвусмысленно заявил о своем намерении продолжать внешнеполитический курс Путина, раскритиковал США в связи с последними событиями вокруг систем противоракетной обороны, раскритиковал Запад за отказ ратифицировать новую версию договора об обычных вооружениях в Европе и за признание независимости Косово – и так далее, и так далее. Президент России заявил: 'Мы твердо уверены, что размещение элементов глобальной противоракетной обороны в Восточной Европе лишь усугубляет ситуацию... мы будем вынуждены отреагировать адекватно... Есть связь с российско-американскими соглашениями по стратегической стабильности. Очевидно, общие достижения не сохранятся, если одной из сторон будет позволено избирательно уничтожать отдельные элементы стратегического режима. Мы не можем с этим согласиться'.
Известный немецкий эксперт по России Александр Рар (Alexander Rahr) отметил следующее: наложив на прошлой неделе вето в Совете Безопасности ООН на проект резолюции по Зимбабве, Россия отплатила США за базы ПРО.
'Возражения Китая легко понять, так как эта страна имеет массу экономических интересов в Зимбабве. У России таких интересов нет. Значит, вето России нужно рассматривать как реакцию на базы ПРО, на Абхазию и на многое другое... Россия как бы хочет сказать нам, что Америка не вечно будет решать все', – заявил Рар.
Узнав о несогласии России с решением ООН по Зимбабве, Америка завела было старую песню о том, что на самом деле вовсе не Медведев заправляет в Кремле, и о том, что ему просто не дали высказать собственное мнение по данному вопросу. Но Москва категорически отвергла это предположение. Министерство иностранных дел России выступило с заявлением, в котором говорилось, что проект резолюции по Зимбабве – это 'опасный прецедент... незаконный и опасный, ведущий к нарушению равновесия во всей системе ООН'. Также российский МИД в своей ноте подверг критике Лондон и Вашингтон, заявив следующее: 'Россия принимает во внимание тот факт, что ситуация в Зимбабве не представляет угрозы региональной и тем более международной стабильности и безопасности и не одобряет введение санкций против этой страны'.
В понедельник в Москве впервые после распада СССР в 1991 году было объявлено о возобновлении патрулирования вод Северного Ледовитого океана военными кораблями. Фактически Медведев дал понять, что собирается продолжить начатую Путиным практику расширения зон военного патрулирования. Отчего же так резко ускорился темп во взаимоотношениях между США и Россией? Ответ нужно искать в совершенно иной плоскости, а именно – в сфере энергетической безопасности.
Что же выясняется? Выясняется то, что Медведев будет проводить в энергетической сфере еще более настойчивую и агрессивную политику, чем Путин. Заняв президентское кресло в мае, Медведев отдал приказ срочно завершить первую стадию строительства трубопровода 'Восточная Сибирь – Тихий океан' (ВСТО) к концу 2009 года. Трубопровод ВСТО сыграет ключевую роль в стратегии Москвы по сохранению баланса направлений экспорта нефти между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Ожидается увеличение доли АТР в общем объеме экспорта до трети (по сравнению с нынешними тремя процентами).
В начале июля Медведев совершил турне по странам каспийского региона, посетив Азербайджан, Туркмению и Казахстан. В столице Азербайджана Баку он сделал ошеломительное предложение: заявил, что Россия готова выкупать весь добываемый в Азербайджане природный газ по рыночной цене. В Ашхабаде Медведев приветствовал готовность туркменских властей модернизировать газопровод 'Средняя Азия – Центр', а также построить новый, вдоль побережья Каспийского моря.
Медведев одержал победу над европейцами и американцами в борьбе за туркменский газ. Теперь уже не осталось сомнений в том, что нефть и газ из Туркмении и Казахстана будет транспортироваться только по российской территории. Однако главным ударом для администрации Буша оказался прорыв, совершенный 'Газпромом' в Африке.
'Газпром' – гигантская российская компания, занимающая первое место в мире по добыче природного газа, – объявил о строительстве трубопровода по дну Средиземного моря с целью транспортировки газа из Ливии в Европу. Это означает, что выполнена завершающая фаза стратегического плана Кремля, согласно которому весь вывозимый в Европу и США из Ливии газ, вся нефть и весь сжиженный природный газ (СПГ) должны проходить через 'Газпром'.
Вот какое лаконичное заявление 'Газпром' сделал 9 июля в Москве: 'Ливийская сторона позитивно оценила предложение 'Газпрома' выкупить все будущие объемы газа, нефти и сжиженного природного газа, предназначенные для экспорта по рыночным ценам'.
Вы вдумайтесь: Вашингтон потратил столько сил, чтобы срежиссировать возвращение в ряды 'международного сообщества' Братского Лидера и Наставника Революции в Ливии Муаммара Каддафи; западные государственные деятели, от британского премьера Гордона Брауна (Gordon Brown) до французского президента Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и бывшего итальянского премьера Романо Проди (Romano Prodi) буквально выстроились в очередь перед только что открывшимся окошком для выдачи ливийской нефти, а тут Путин совершает один визит в Триполи (в апреле, за месяц до окончания своих президентских полномочий!), и два отставных полковника вдвоем решают судьбу всех топливно-энергетических запасов Ливии.
А еще 'Газпром' намеревается приобрести концессии на разведку месторождений в Нигерии и предлагает построить трубопровод из этой страны в Алжир, после чего сделать, совместно с Алжиром, предложение 'совместно' продавать газ европейским странам. Америка с ума сходит от ярости. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Евразии Мэтью Брайза (Matthew Bryza) гневно восклицает: 'Будучи монополией, 'Газпром' и ведет себя как монополия, пытается захватить максимум контроля на рынке и задушить конкуренцию. Всякому ясно, что именно это и происходит! Кремль намерен сделать 'Газпром' гегемоном мировой энергетики и обеспечить ему гегемонию на мировом рынке природного газа. Завязывание газовых запасов Средней Азии и Африки в один узел – это часть их общего плана'. По заявлению Брайзы, 'Газпром' намеревается установить свое господство 'во всех уголках планеты'.
Чувства господина Брайзы можно понять. Он проделал основательную работу, а оказалось, что все без толку. Только Вашингтон, завидев удаляющуюся спину господина Путина, вздохнул с облегчением, как оказалось, что 'Газпром' лишь усилил свой напор под чутким руководством Медведева. А если 'Газпром' завладеет новыми активами в Африке, то вскоре сможет добраться и до американского рынка (поставками СПГ). Тогда европейским и международным компаниям, традиционно работающим с Африкой, придется потесниться и отступить на вторые роли, уступив главную роль 'Газпрому'.
Вашингтон не остался в долгу и нанес ответный удар, не дав российским компаниям возможности подписать ни единого из тридцати выгодных контрактов, предлагаемых Багдадом. Удар оказался серьезным, ведь в феврале Москва списала 93 процента иракского долга России (это двенадцать миллиардов долларов США); многие полагали, что благодаря этому компании 'ЛУКОЙЛ' будет проще восстановить дарованное ей Саддамом Хусейном право разрабатывать месторождение 'Западная Курна-2'. Но под давлением США оно было отдано американской компании Chevron.
Кремль не выказал никаких признаков гнева, однако в понедельник (совпадение ли это?) генеральный директор 'Газпрома' Алексей Миллер нанес неожиданный визит в Тегеран, где обсудил с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом перспективы создания организации стран-экспортеров газа. Без сомнения, Россия, уже обеспечившая себе надежный тыл в Ливии (эта страна располагает запасами природного газа объемом 1,47 триллиона кубометров), может скоординироваться с Алжиром (в настоящее время обеспечивающим десять процентов поставок газа в Европу), Катаром (его разведанные резервы составляют 15,8 триллионов кубометров) и Ираном (второе место после России по объему запасов), и тогда наступление эпохи 'газового ОПЕК' станет вполне реальной перспективой.
Также президент Ирана предложил Миллеру заключить соглашение о разделе рынков, чтобы Россия и Иран могли 'совместно обеспечивать потребности Европы, Индии и Китая в газовом секторе'. По итогам визита было подписано соглашение о разработке нефтяных и газовых месторождений Ирана российскими компаниями, об участии России в транспортировке добытой Ираном в Каспийском море сырой нефти в Оманский залив, о сотрудничестве при разработке сказочного месторождения 'Северный Азадеган' и, наконец, о возможном участии 'Газпрома' в предполагаемом строительстве газопровода по маршруту Иран – Пакистан – Индия. Судя по всему, Москва сознательно решила вовсю развивать сотрудничество с Ираном в сфере энергетики, откровенно игнорируя недовольство США. Тегеран, разумеется, в восторге.
По словам одного американского эксперта, 'стратегические интересы России в Иране косвенным образом подчеркивают тщетность надежд на сотрудничество Москвы с Вашингтоном по вопросу введения осмысленных санкций против Ирана. Западноевропейские компании уходят из Ирана, приостанавливают действие контрактов из страха перед санкциями США (санкционированию подлежит каждый инвестиционный проект в нефтегазовый сектор иранской экономики на сумму более двадцати миллионов долларов), а 'Газпром' продолжает наращивать свое влияние в стране'.
Как можно предположить, опасность проиграть России (и Китаю) на последнем стратегическом рубеже энергетической войны могла подтолкнуть США к изменению своей позиции на переговорах по Ирану. Вашингтон объяснил свой резкий поворот как 'посланный иранскому правительству мощный сигнал о готовности решать проблему дипломатическим путем'. Однако, согласно публикации в New York Times, Кондолиза Райс приняла решение 'проверить готовность Ирана рассмотреть пакет предложений, стимулирующих на уступки по ядерной программе'. Чего мы не знаем, так это того, насколько близка администрация Буша может быть к тому, чтобы работать с энергетическим сектором иранской экономики (сотрудничество в сфере энергетики было составной частью вышеупомянутого 'международного пакета предложений'). Напомним, что компания Halliburton, которую возглавлял вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney), весьма активно выступала на иранском рынке.
К настоящему моменту администрации Буша уже должно быть очевидно, что молодой юрист постсоветской формации, принявший от Путина верховную власть, не терял времени даром, а активно подрывал кампанию США по высвобождению Европы из захвата 'Газпрома'. Можно представить, какие сейчас полыхают страсти, – но кого американцам винить в произошедшем, кроме самих себя? То, что Медведев неразрывно связан с энергетикой, – ясно как день, ясно так же, как и то, что с энергетикой связаны Чейни и Райс. В 2000 году Медведев возглавил 'Газпром'. В 2008 году он продолжает управлять им, но уже из Кремля.
Мало кто заметил, с какой гордостью на церемонии официального прощания с советом директоров 'Газпрома' Медведев заметил, что за те восемь лет, что он стоял у руля компании, капитализация ее выросла в сорок шесть раз (!), а доля продукции 'Газпрома' в общем экспорте России дошла до двадцати процентов. Медведев заключил свою речь такими словами:
'В свою очередь хотел бы сказать, что у нас есть возможность увидеться и обсудить разные вещи на рабочих встречах. Так что ничего не заканчивается – наоборот, все еще только начинается'.
Подведем итоги. События на прошлой неделе разворачивались стремительно (и в весьма разнообразных и удаленных друг от друга местах: Прага, остров Хоккайдо, Тбилиси, Хараре, Тегеран и Арктика) и привели к сотрясению устоев американо-российских взаимоотношений. Вероятно, ситуация в ближайшее время еще больше усугубится. Для администрации Буша геополитика энергетической безопасности – предмет весьма деликатный, ибо связи этой администрации с Большой Нефтью тесны и неразрывны. То, что Москва побеждает США на энергетическом фронте, – чудовищная потеря лица для триумвирата Буш-Чейни-Райс.
Высока вероятность того, что администрация Буша усилит давление по всем фронтам геополитического ландшафта Евразии, и тогда американо-российский антагонизм станет свершившимся фактом для Барака Обамы (Barack Obama), если, конечно, ему суждено стать президентом. Спешка, с которой заключалось соглашение в Праге, попахивает именно желанием ставить перед фактами. На декабрьском саммите НАТО Райс почти наверняка будет изо всех сил лоббировать прием в альянс Грузии и Украины. А вопрос, кто командует в России, похоже, уже не интересует никого.
М. К. Бхадракумар
|