Газета «Наш Мир»
В конце прошлой недели тема технического и профессионального образования в Казахстане вновь обсуждалась на государственном уровне. Премьер-министр Карим Масимов поручил Министерству образования и науки РК подготовить до 1 августа план соответствующих мероприятий.
Как известно, существует государственная программа развития вышеупомянутого образования на 2008-2012 годы, одобренная Президентом республики. “Разные страны по-разному решают кадровый вопрос. Самый легкий путь решения проблемы – это открыть ворота для уже подготовленных и обученных иностранных специалистов.
Они приезжают, работают, зарабатывают деньги и уезжают. Это легкий путь, но он тупиковый. Более сложный, но более фундаментальный – готовить своих собственных граждан по тем специальностям, которые необходимы. Одно дело – принять программу, другое – ее исполнить. Программой определены направления работы, деньгами обеспечены, куда двигаться понятно, просто надо теперь каждому делать свое дело”, – сказал премьер на совещании. Казалось бы, действительно, яснее некуда. Отчего же страна никак не может решить пресловутый кадровый вопрос?
Редкий молодой человек мечтает сегодня освоить ремесло слесаря или комбайнера, вряд ли какая-то юная девушка стремится стать швеей-мотористкой. Список немодных, непрестижных профессий не просто огромен – он уходит в бесконечность. И как результат – страна в последнее время испытывает острый дефицит рабочей силы. Только по официальным данным, в строительстве необходимы 13 тысяч человек, в сельском хозяйстве – более 12 тысяч, в сфере обслуживания – около 10 тысяч. Потребность в специалистах по техническим наукам и технологиям составляет 25 тысяч человек, в образовании и здравоохранении – около 15 тысяч.
В то же время, по информации Министерства труда и социальной защиты населения РК, нередки случаи отказа состоящих на учете безработных от предложений трудоустройства, от участия в общественных работах, от направления на обучение и переобучение. Что и говорить, иждивенческий синдром частенько наблюдается у наших граждан. Мне могут возразить: легко найти работу только в Алматы, Астане и других больших городах. Но вот данные Министерства труда и социальной защиты населения РК. В разных регионах страны 10,5 тысяч семей получают систематически в течение трех лет адресную социальную помощь. Это говорит о том, что они по-прежнему, несмотря на усилия местных исполнительных органов, остаются в том же состоянии, даже не пытаясь что-то предпринять. А ведь ситуацию, согласитесь, не сравнить с той, что была лет пятнадцать назад, когда предприятия закрывались, заводы безнадежно простаивали. Сегодня производственные процессы оживают и в небольших населенных пунктах. Но для многих удобнее да и привычнее ждать государственное пособие, ругая рост цен.
В советское время в Казахстане было всего два университета и с десяток институтов. Сегодня в стране 130 вузов, в которых обучаются около 500 тысяч человек. Но в то же время мы постоянно говорим о нехватке квалифицированных специалистов. Логично в таком случае предположить, что количество высших учебных заведений обратно пропорционально качеству образования. В академиях, как известно, не учат делать мебель, вытачивать детали, удобрять землю. Кто будет это делать, когда старое поколение рабочих и крестьян окончательно уйдет на пенсию? Программа развития технического и профессионального образования предполагает строительство 46 учебных заведений в регионах, испытывающих дефицит в кадрах технического и обслуживающего труда, создание четырех межрегиональных учебных центров профподготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации, возведение 41 общежития учебных заведений. Это здорово! Но ведь мало – построить, необходимо, чтобы аудитории и мастерские этих заведений были заполнены молодыми, энергичными и главное – желающими учиться людьми.
В прошлом году правительством была увеличена квота на привлечение иностранной рабочей силы. Может быть, это какие-то редкостные специалисты – такие, которых нам самим пришлось бы готовить долгие годы? Так делают во всем мире, особенно если дело касается высоких технологий или научных разработок. Но нет – из 35 тысяч приглашенных иноземцев половину составляют строительные рабочие и работники для сезонных работ. Другая половина – специалисты с высшим и средним профессиональным образованием. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, одна десятка самых “горячих” вакансий выглядит таким образом: инженер-экономист, инженер производства, техник-строитель, специалист по установке стеновых панелей, повар, механик, машинист крана, прораб, электрогазосварщик. При этом каждый пятый безработный у нас – молодой человек или девушка в возрасте от 16 до 24 лет.
По данным социологов, не менее 10 процентов казахстанской молодежи вообще пассивно относится к жизни. По научному это называется – ориентация, не связанная с трудом. Что и говорить, часто приходится слышать из юных уст мечтательное: “Вот бы ни фига не делать и бабки получать!” Это объяснимо: общество разделилось на неприлично богатых и безнадежно бедных. Средний зажиточный класс, как пример квалифицированной и потому высокооплачиваемой работы, представлен крайне слабо. Перед глазами подросшего поколения – атрибуты роскошной жизни тех, кто вовремя вскочил на подножку поезда приватизации, кредитования и разгула примитивной спекуляции. В результате у многих формируется жизненное кредо: честным трудом ничего не добьешься.
Нашей стране сегодня требуется 55 процентов рабочих и менее 20 процентов специалистов с высшим образованием. Реально же в профессионально-технических заведениях обучается 12 процентов выпускников школ, а в высших – 66. О том, что государству необходимо упорядочить процесс “производства” молодых людей с дипломами, говорится давно. Однако вузы, не взирая на оптимизацию, продолжают штамповать невнятных специалистов, нисколько не озадачиваясь потребностями рынка труда. По результатам социологического исследования Агентства РК по статистике, наиболее престижными в молодежной среде сегодня считаются специальности юриста (20,2 процента респондентов), экономиста (14,8 процента), банковского работника (9,6), переводчика иностранных языков (5,7), программиста (5 процентов) и налогового инспектора (4,5). Бесконтрольность, отсутствие мониторинга и плановости в системе высшего образования республики приводит к тому, что каждый год мы имеем армию свежеиспеченных юристов безо всякого опыта работы и неприкаянных менеджеров. К тому же, многие специальности вовсе не требуют пятилетнего обучения – но платные отделения вузов, естественно, предпочитают усложнять и затягивать учебный процесс. Наверное, пришла пора провести серьезное исследование – кого мы имеем в виде безработных, почему не можем переквалифицировать на необходимые специальности, как поднять престиж профессионально-технического обучения.
По словам министра образования и науки РК Жансеита Туймебаева, финансирование мероприятий по реализации программы составит более 58 млн. тенге. Программа будет реализована в два этапа: 2008-2010 и 2011-2012 годы. Чиновники заверяют правительство, что за это время улучшится качество подготовки и конкурентоспособность кадров технического и обслуживающего труда, повысится занятость среди молодежи. Конечно, очень хочется им верить, но мы все прекрасно понимаем, что восстановление авторитета рабочих профессий – дело кропотливое, непростое и долгое.
Иван Захаров
|