Газета «Наш Мир»
Ливан шумно отпраздновал возвращение на родину последней группы соотечественников, находившихся в израильских тюрьмах, и стал единственной арабской страной, добившейся этого - и не просто, а именно навязав свое требование крайне несговорчивому Израилю. Движение "Хизбалла" выполнило еще одно данное им обещание и успешно закрыло очередную главу своего длительного противостояния еврейскому государству.
Ливанские политики и духовенство - христиане и мусульмане вместе - выстроились в один ряд, чтобы поприветствовать прибывших в международный аэропорт Бейрута освобожденных узников, продемонстрировав редкое единение, наблюдавшееся последний раз в ходе предыдущего обмена пленными с Израилем в 2004 году. Даже те немногие, кто ранее высказывал недовольство итогами войны 2006 года и сопротивлением в целом, проявил, очевидно, желание разделить национальный триумф по случаю освобождения последних ливанских военнопленных.
Эту победу "Хизбаллы" можно добавить к длинному списку уже имеющихся на счету этой партии достижений, служащих арабам и мусульманам всего мира напоминанием об эффективности стойкого сопротивления. Для арабского мира, привыкшего к унижениям и поражениям, успех "Хизбаллы" поистине знаменателен.
Движение сопротивление смогло освободить большую часть ливанской территории от длившейся почти 20 лет израильской оккупации, совершило удачный обмен заключенными в 2004 году (тогда в обмен на освобождение "Хизбаллой" захваченного израильского бизнесмена и останки трех солдат, убитых на ливано-израильской границе в октябре 2000 года, из израильских тюрем были выпущены 436 арабов), развеяло миф о несокрушимости израильской армии в 2006 и добилось возвращения из Израиля на родину всех ливанских заключенных, закрыв этот вопрос на прошлой неделе. Лидер "Хизбаллы" Хасан Насралла в своем выступлении по этому случаю заявил, что движение сопротивления за 25 лет своего существования ни разу не уступило требованиям Израиля и, соответственно, ни разу не было побеждено.
Все это резко контрастирует с тем, чем могут похвастаться, так называемые "умеренные арабы", ведущие на протяжении столь же длительного периода переговоры с еврейским государством. Широко освещавшийся, но по-прежнему не давший никаких результатов "мирный процесс" продолжает "продвигаться" через дорожные карты, бесчисленные саммиты, визиты и "видения" государства Палестина, создание которого уже 60 лет так и остается иллюзией.
Расширяющиеся израильские поселения занимают все больше палестинских территорий, Западный берег наводнили контрольно-пропускные пункты, половина палестинцев - беженцы, рассеянные по всему миру, а остальные живут взаперти за разделительной стеной. Многократные призывы главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса освободить часть (или вообще хоть кого-нибудь) из 11,5 тысяч палестинцев из израильских тюрем по-прежнему пролетают мимо ушей Израиля.
Только вооруженное сопротивление смогло оградить сектор Газа от израильских поселений и КПП, и только ХАМАС, вероятно, в состоянии заставить Израиль пойти на переговоры по обмену пленными. Судя по всему, еврейское государство больше склонно выполнять требования движений сопротивления (таких как "Хизбалла" и ХАМАС), чем внимать дружеским призывам и мирным предложениям, которые поступают от опирающихся на поддержку США арабских режимов. Все это говорит не в пользу последних.
Разница между двумя этими подходами находит яркое отражение в результатах опросов общественного мнения. Неудивительно, что лидер "Хизбаллы" Хасан Насралла, несмотря на свои шиитские убеждения, с большим отрывом лидирует в рейтинге популярности среди респондентов во всех арабских странах, включая Саудовскую Аравию и Египет (главных союзников США на Ближнем Востоке). Битву за умы и сердца безоговорочно выиграли те, кто предложил сопротивление в качестве ответа "американо-израильской оси зла".
Оказываемая Западом поддержка арабским режимам вкупе с причислением движений сопротивления к террористическим организациям может оказаться для него не лучшим выбором. Более перспективным и плодотворным могло бы стать взаимовыгодное сотрудничество с теми, кто представляет интересы мусульманского и арабского населения в большей степени, чем правящие им диктаторы. Возможно, с избранием нового президента США для изнуренного конфликтами Ближнего Востока наступит другая, более мирная эра.
|