Газета «Наш Мир»
Верховный суд Пакистана в понедельник опустил из-под ареста ученого Абдула Кадира Хана, сделавшего первый исламский ядерный заряд и передавшего секрет создания такого оружия другим странам
В 70-х годах на обогатительных заводах голландского производителя урана «Uranco» работал ученый по имени Абдул Кадир Хан. Работа шла успешно, но уже в 1976 году Хан бросает ее и возвращается в родной Пакистан. Вскоре там начинаются работы по освоению технологии обогащения урана. Считается, что именно Хан доставил в Исламабад нужные для этого документы, а затем и поставил производство атомного оружия на поток.
Вскоре Хан возглавляет Исследовательские лаборатории Кахуты, где ведется разработка ядерных технологий – в том числе и военных. 28 мая 1998 года Пакистан производит испытания собственной атомной бомбы. Но вскоре начинаются проблемы. В 2003 году пакистанские власти арестовывают бывших коллег и друзей Хана по обвинению в нелегальных поставках ядерных технологий и материалов иностранным заказчикам – в первую очередь, Ливии, КНДР и Ирану. Через несколько месяцев «снимают» с руководства ядерной программой и самого Хана. Все больше становится доказательств того, что именно он передал этим странам секрет ядерной бомбы.
В феврале 2004 года никогда до того не появлявшийся на телеэкране Хан дал интервью в прямом эфире. Он признал, что просто продал атомные технологии Ирану, Ливии и Северной Корее – но сделал это не вопреки закону. Как заявил сам ученый, «Всю технологию, все ноу-хау Пакистан получил с Запада.
В 2003 году пакистанские власти арестовывают бывших коллег и друзей Хана по обвинению в нелегальных поставках ядерных технологий и материалов иностранным заказчикам – в первую очередь, Ливии, КНДР и Ирану
Мы хорошо заплатили и получили то, что хотели. Что может помешать другим странам поступить подобным образом? Мы им передали базовую информацию и некоторое оборудование. Но все это делали, лишь следуя указаниям высшего пакистанского руководства». Сразу после такого заявления Абдул Хан был арестован и провел в заключении 4 года.
Месяц назад жена ученого подала иск в суд. Она требовала освободить мужа, который страдает онкологическим заболеванием. Непонятно, почему власти пошли навстречу – ведь за время своего домашнего ареста Хан не изменил своих взглядов. В беседах с представителями СМИ он постоянно заявлял, что передавал ядерные секреты с согласия президента страны – генерала Первеза Мушаррафа.
|