Газета «Наш Мир»
Мифы русского происхождения о швейцарских часах.
В сравнении с далекими советскими временами, когда часовая продукция знаменитых швейцарских производителей не была так широко и свободно представлена на отечественном рынке, сегодня все данные о моделях швейцарских брендов очень подробно и доходчиво освещаются профессионалами на русском языке. Однако при этом, по результатам различных социологических опросов и исследований, проводимых специалистами в области часового маркетинга и сервисного обслуживания, в России до сих пор процветает множество ложных стереотипов о фантастических технических характеристиках швейцарских часов.
Сопоставить наиболее распространенные в нашей стране мифы и факты, касающиеся изготавливаемых в Швейцарии наручных часов средней и высшей ценовой категории, мы попросили нашего эксперта Константина Юрьевича Чайкина, ведущего специалиста Санкт-Петербургского Часового Ателье, дипломированного конструктора и создателя эксклюзивных часовых механизмов Luxury-класса.
На швейцарские чаы распространяется пожизненная гарантия
На самом деле: на сегодняшний день никакой пожизненной гарантии ни на одни наручные часы – как на кварцевые, так и на механические, пока не существует. Абсолютно все швейцарские бренды определяют срок гарантии от 2-х до 5-ти лет, эта информация обычно указывается в гарантийном обязательстве. Техническая документация, прилагаемая к часам, содержит также сведения о том, на что гарантия не распространяется: как правило, это факторы, вызванные не виной производителя, а неосторожной эксплуатацией часов.
Швейцарские часы изготавливаются исключительно вручную.
На самом деле: как правило, большинство операций по изготовлению часовых деталей производится в Швейцарии с помощью автоматизированного оборудования и современных станков с ЧПУ. Лишь единицы фирм-изготовителей, создающих изделия стоимостью в десятки тысяч долларов и более, позволяют себе ручную сборку механизмов, и уж тем более – доработку и полировку каждой детали часов вручную.
Швейцарские часы не ломаются и ремонта не требуют.
На самом деле: для нормальной бесперебойной работы один раз в 3 – 4 года и механическим, и кварцевым швейцарским часам в обязательном порядке понадобится профилактика – чистка, смазка и регулировка механизма. Мнение о том, что за высокой стоимостью наиболее престижных наручных часов скрываются какие-то сверхъестественные возможности («такие часы вечны», «они обладают совершенной точностью хода», «такой механизм не нуждается в смазке»), ошибочно. Чем сложнее (и, соответственно, дороже) часы, тем более бережного отношения к себе они потребуют.
Батарейка в швейцарских часах прослужит вам не менее пяти лет.
На самом деле: во-первых, при покупке швейцарских кварцевых часов следует иметь ввиду, что гарантия на батарейку дается очень редко: она тестовая, и предназначается для демонстрации работы часов потенциальному покупателю. Во-вторых, замену элемента питания любых кварцевых механизмов необходимо производить приблизительно один раз в 2 года (исключением являются литиевые элементы питания, в основном применяемые в часах с цифровой индикацией и малым энергопотреблением, срок их службы – до 10 лет).
Противоударные швейцарские часы действительно выдерживают удары.
На самом деле: швейцарские механические часы с противоударной функцией оснащаются специальным защитным устройством, смягчающим возможный удар, так называемым амортизатором. Он предотвращает поломки или деформацию только цапф оси баланса – самой чувствительной части часового механизма, во многом отвечающей за надежность и точность хода. Механизмы с этим устройством проходили тестовую проверку на специальном стенде, имитирующем удар при падении часов с высоты 1 м на деревянное основание. Такая система дает некоторую гарантию от ударов и повреждений, однако проверять швейцарские противоударные часы на прочность, бросая их на пол или в стены, не стоит. Здесь следует побеспокоиться и о сохранности стекла, корпуса, стрелок, циферблата и других деталей.
Сапфировые стекла в швейцарских часах не бьются.
На самом деле: несмотря на то, что органические и минеральные стекла по твердости, а соответственно – и устойчивости к царапинам и сколам значительно уступают сапфировым стеклам, последние так же являются хрупким материалом и могут разбиться. То же самое относится и к часовым корпусам и браслетам из нецарапаемой керамики.
Швейцарские часы с турбийоном способны устранить влияние гравитации.
На самом деле: устранение влияния гравитации означает по сути создание невесомости. Турбийон же, или «вихревой регулятор», представляет собой устройство, призванное компенсировать негативное воздействие гравитации на часовой механизм.
Изобретая свой турбийон в 1795 году, великий часовщик Авраам-Луи Бреге стремился к обеспечению точной работы часов в случае изменения их положения (при этом имелись в виду карманные часы, которые помещались в специальный карманчик жилетки, и механизм которых работал преимущественно в вертикальной позиции). А вот практическая полезность турбийона в современных наручных часах является неизменным предметом споров: без сомнения, такой механизм повышает точность хода часов; вместе с тем, было доказано, что если ночью часы лежат горизонтально, а днем находятся в одном и том же вертикальном положении, то существенно улучшить их ход с помощью турбийона невозможно. К тому же, «вихревой регулятор» забирает на себя часть энергии механизма, уменьшая тем самым запас хода часов.
Однако несмотря на все технические противоречия, турбийон на протяжении вот уже 200 лет остается одним из самых эстетически привлекательных и зрелищных часовых усложнений – во многом благодаря этому он и используется сегодня швейцарскими производителями в большинстве моделей престижных часов.
В швейцарских часах календари никогда не нуждаются в корректировке.
На самом деле: в корректировке не нуждаются только так называемые вечные календари, запрограммированные с учетом високосных годов и используемые в наиболее сложных и дорогих моделях швейцарских часов. Все остальные календари – указатели даты, дня недели и месяца, обязательно потребуют вмешательства: в начале календарного месяца необходимо устанавливать текущую дату вручную (механизм вечного календаря делает это автоматически).
Механизмы золотых швейцарских часов собраны из золота.
На самом деле: лишь в единичных случаях механизм часов, состоящий из десятков, а то и сотен деталей, может содержать несколько золотых составляющих (таких как мосты, платины, колеса или пружины), но вообще, как правило, в дорогих швейцарских часах с прозрачным корпусом применяется золотое (родиевое, никелевое, и др.) покрытие, которое наносится на детали из латуни, или детали изготавливают из стали и нейзильбера. Часовые оси и трибы (ну и, понятное дело, камни) никогда не изготавливают из золота, оно не подходит для этого по своим техническим характеристикам.
Точность швейцарских наручных механических часов гораздо выше точности хода недорогих кварцевых часов китайского производства.
На самом деле: даже самые дорогостоящие наручные механические часы уступают по точности любым кварцевым часам. Международные стандарты точности хода для механических и для кварцевых механизмов существенно разнятся. Для механических допустимая погрешность составляет от –20 до +40 секунд в сутки.
Особо точные механические часы, которые называются хронометрами, отличаются высокой точностью хода, при которой погрешность составляет лишь несколько секунд в сутки (для того, чтобы часы назывались хронометром, чтобы им был присвоен такой статус, их механизм должен успешно пройти ряд испытаний и получить сертификат официального швейцарского института хронометрии, COSC – Controle Officiel Suisse de Chronometres).
Для кварцевых механизмов нормальным является расхождение всего в +15 секунд в месяц. Именно поэтому швейцарские производители часов настоятельно рекомендуют кварцевые механизмы как особо точные.
Кстати, в процессе эксплуатации точность хода механических часов будет серьезно зависеть от множества факторов, таких как температура окружающей среды, положение часов, износ деталей и т. д. Кварцевые часы в этом сравнении неприхотливы, надежны и долговечны – это обусловлено отсутствием в их механизме хрупких деталей, постоянно находящихся в напряжении, а также сложных механических узлов, поэтому практически все кварцевые часы не боятся небольших встрясок и ударов (главным условием их бесперебойной работы является качественная батарейка).
В водозащитных швейцарских часах можно спокойно купаться и нырять под водой.
На самом деле: существуют различные типы водозащитных швейцарских часов. Как правило, степень водостойкости каждой конкретной модели часов в футах, барах, атмосферах или метрах (1атмосфера равна давлению водяного столба в 10 метров; при этом величина в метрах не является глубиной, на которую можно погружаться в этих часах) указывается на задней крышке. Защита от брызг и дождя обеспечена водостойким моделям с маркировкой менее 30 м (3 atm), плавать и нырять можно в часах с обозначением от 50 м (5 atm), а вот глубоководным спортом можно заниматься лишь в водонепроницаемых часах с маркировкой не менее 200 м (20 atm).
Также следует иметь ввиду, что ни одни водозащитные швейцарские часы не предназначаются для посещений бани или сауны. Высокие температуры способствуют не только деформации резиновых прокладок, призванных защищать часовой механизм от попадания влаги, но и мгновенному загустеванию и высыханию смазки механизма, увеличению трения, износу деталей и, как следствие – к остановке часов.
Функции водостойкости и пылезащиты не являются вечными, они сохраняют свое предназначение только до тех пор, пока не нарушится герметичность корпуса, например, из-за микротрещин стекла или постепенного ссыхания прокладок по прошествии некоторого времени. Поэтому как минимум раз в 2 года (для кварцевых часов – и каждый раз после замены батарейки) необходимо контролировать состояние резиновых уплотнителей, обеспечивающих герметичность корпуса часов.
При заводской сборке из корпуса водозащитных часов в Швейцарии откачивается воздух, вследствии чего внутри создается вакуум.
На самом деле: при изготовлении водозащитных часов швейцарские производители очень надежно закрывают корпуса, применяя с этой целью множество уплотнительных прокладок из резины или акриловых пластиков, которые обеспечивают полную герметичность, т. е. предотвращают попадание внутрь часов пыли и влаги.
Воздух из швейцарских механизмов (даже часов, предназначенных для измерения атмосферного давления или для подводного плавания, с глубиномером), никогда не откачивается, а при необходимости вскрытии корпуса не нужно помещать часы в мифическую барокамеру. Эта версия используется так называемыми случайными часовщиками, избегающими ответственности за ремонт дорогостоящих часов – настоящая же причина кроется в том, что в обычных условиях невозможно правильно закрыть корпус, восстановив его изначальную стопроцентную герметичность с помощью полной замены специальных прокладок и последующей проверки часов на водонепроницаемость, как это делают профессионалы в хорошо оборудованных сервисных центрах.
|