Газета «Наш Мир»
Американцы, у которых водить машину разрешено с 14 лет, подвели итоги собственной либеральности. Агентство Associated Press обнародовало результаты исследования, проведенного американской страховой компанией State Farm Mutual Automobile Insurance Co. Американцы исследовали количество ДТП в период с 2000 по 2005 г. и выяснили, что больше половины всех аварий в США происходит с участием тинейджеров, причем около 54% гибнет в качестве пассажиров водителей-тинейджеров.
За это время в дорожных авариях пострадало более 2,5 миллиона детей в возрасте от 8 до 17 лет, из них 9807 погибли. Основной процент таких аварий случается на выходных, главными причинами выступают нарушение скоростного режима, непристегнутые ремни безопасности, употребление алкоголя за рулем. Американские исследователи – весьма несвоевременно – пришли к выводу, что риск ДТП с участием 16-19-летнего водителя вдвое больше, чем 25-летнего. Вот и призадумались американцы после этого: может, все-таки повысить возрастной ценз? Допустимым возрастом для управления автомобилем для всех сделать 16 лет. А то сейчас в девяти штатах США водить машину разрешено с 14 лет, как минимум в 30 штатах – с 15 лет, в остальных за руль пускают с 16 лет.
Россия в последнее время проводит усиленные реформы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, и о снижении возрастной планки для начинающих водителей речи не идет. Тем не менее жутких примеров детской аварийности у нас тоже достаточно. В Москве, например, “золотая молодежь” по ночам заполоняет дороги, абсолютно безнаказанно катаясь по Кутузовскому, Воробьевым горам и по МКАДу. В провинции по проселкам на “копейках” и мотоциклах рассекают и ломают себе шею несовершеннолетние подростки.
Большинство российских страховщиков “детскую” статистику предпочитают не вести. Как правило, они ведут статистику по маркам убыточных автомобилей, по финансовым рискам, по убыточным категориям водителей, по мошенникам и т. д. – по всему, что имеет статистически значимое влияние на убыточность портфеля. Гаишники возрастную статистику тоже пока не ведут – не такая уж насущная проблема. Достаточно высокий порог – за руль в России разрешено садиться с 18 лет – позволяет пока держать такие ДТП на более или менее сносном уровне. По оценке первого заместителя генерального директора СГ “Межрегионгарант” Дмитрия Климова, случаи с участием несовершеннолетних лиц достаточно редки и в общем количестве ДТП сейчас занимают не более 1-2%.
Как рассказывает Д. Климов, подобные аварии происходят, как правило, при следующих обстоятельствах. Во-первых, подростки покупают в складчину видавший виды автомобиль и ездят на нем по дворам, иногда выезжая на большие улицы, где и попадают в аварии. Причиной ДТП при этом становится не только отсутствие отработанных навыков вождения, говорит эксперт, но и жалкое техническое состояние автомобиля, иногда все усугубляется приемом алкоголя. Во-вторых, довольно распространена ситуация, когда подвыпивший родитель передает руль своему несовершеннолетнему сыну.
Например, несколько лет назад была страшная авария, рассказывает Д. Климов, у главы семейства было четверо сыновей, старшему 15, младшему шесть. Они поехали на автомобиле отца на рыбалку (дело было в Тульской области), по дороге у автомобиля, видимо, заклинило рулевое управление и он въехал под встречный КамАЗ, все дети погибли на месте...
Периодически возникают разговоры о том, чтобы разрешить россиянам садиться за руль начиная с 15-16 лет, однако, судя по всему, к этому мы будем идти еще долго и, скорее всего, совсем не придем. И сейчас страховщики к неопытным водителям относятся крайне настороженно, ведь, как показывает статистика, самыми убыточными страхователями являются молодые водители. К примеру, в ОСАГО водителям, не достигшим 22-летнего возраста, присваивается повышающий коэффициент, по КАСКО большинство компаний также повышает тариф для страхователей, не перешагнувших 25-летний рубеж. “Это все имеет под собой определенную почву: молодые водители отличаются агрессивным стилем езды, который в совокупности со слабыми навыками управления и приводит к частым авариям, – комментирует Д. Климов. – Что же говорить про 15-летних? Очевидно, что аварийность на российских дорогах, если снизить возрастную “планку” водителей, возрастет”.
“То, что на Западе люди могут управлять авто после достижения 15 лет, для РФ является неприменительной практикой, – констатирует эксперт. – Прежде чем вводить любое новшество, необходимо четко понимать, для чего это делается. В данном случае это не только не имеет никакой практической пользы, но является откровенно опасным. На российских дорогах, по сути, царит хаос – плохое качество дорог, нечеткость разметки, неадекватность установки дорожных знаков, низкая культура вождения большой доли водителей и т. д. В таких условиях “выпускать” на дорогу подростков, не достигших 18-летнего возраста, является абсурдом”.
|