Газета «Наш Мир»
Кандидат на пост президента США Барак Обама завершил недельное зарубежное турне. Он побывал на Ближнем Востоке и в Европе. В РФ политик не заехал, но обозначил свою позицию по вопросам взаимодействия с Москвой. Между тем хозяин Белого дома Джордж Буш спровоцировал резкую критику со стороны МИД России.
На минувшей неделе слова «холодная война» во внешнеполитическом дискурсе и комментариях обозревателей звучали как никогда часто. Этому способствовали журналисты, сообщившие о якобы имевших место полетах летчиков российских стратегических бомбардировщиков на Кубу для рекогносцировки или утверждавшие, что президент Венесуэлы Уго Чавес звал в Венесуэлу российские базы.
Свою лепту внесли и ньюсмейкеры – действующий президент США Джордж Буш и его потенциальный преемник на посту сенатор-демократ Барак Обама.
Заявление хозяина Белого дома, подписавшего прокламацию на тему «порабощенных народов», приравнявшего германский нацизм к советскому коммунизму, вызвало резкую реакцию МИД России. «Как бы ни относился американский президент к периоду Советского Союза и коммунистической идеологии... ни с исторической точки зрения, ни с общечеловеческой эти американские «параллели» не выдерживают критики», – гласит комментарий МИД России. На Смоленской-Сенной еще раз напомнили заокеанским партнерам, что «именно СССР внес решающий вклад в победу над германским фашизмом», и посетовали, что «в новых реалиях XXI века старая «холодная война» за умы людей продолжается».
Вряд ли в Москве отнесутся одобрительно и к историческим сравнениям Обамы, выступавшего в минувший четверг в Берлине. Это было главное публичное выступление его недельного турне, которое было пропитано символизмом. «24 июня 1948 года коммунисты решили заблокировать западную часть Берлина. Они отрезали поставки продовольствия и других товаров более чем 2 миллионам немцев, чтобы потушить последнюю искру свободы в Берлине», – сказал Обама, напомнив, что «победа над тиранией в Берлине позволила подняться Североатлантическому союзу – «величайшему из когда-либо созданных альянсов для защиты нашей общей безопасности». Далее кандидат-демократ предположил, что если уж Запад смог победить в идеологической борьбе коммунистов, теперь он способен противостоять экстремизму вместе с «подавляющим большинством мусульман».
Тем не менее в Берлине Обама призвал отвергнуть «мышление холодной войны». Кандидат считает, что с Россией необходимо работать, «когда это возможно». «Надо отстаивать наши ценности, когда мы должны это делать, и добиваться партнерства, распространяющегося на весь континент», – сказал он. Такой избирательный подход к сотрудничеству с Россией не новинка. Он был описан, например, в докладе Совета по международным отношениям «Неверный путь России», вышедшем два года назад. По мнению наблюдателей, другого курса от Обамы, внешнеполитические взгляды которого корректируются специалистами клинтоновской администрации, трудно было бы ожидать.
До сих пор Обама четко обозначил лишь одну сферу, где США можно и нужно сотрудничать с Россией, – обеспечение безопасности. В Берлине он вновь повторил, что настало время гарантировать безопасность всех ядерных материалов, которые не охраняются должным образом на постсоветском пространстве; остановить распространение ядерного оружия и существенно сократить арсеналы, имеющиеся у США и России. Обама утверждает, что его цель – безъядерный мир, однако он намерен сохранить «мощные» силы ядерного сдерживания, пока в мире существует атомная бомба. Позитивным элементом его повестки является декларированный отказ от разработки нового ядерного оружия и намерение придать глобальный характер российско-американскому договору РСМД, запрещающему ракеты средней и меньшей дальности.
Впрочем, по другим вопросам, до сих пор осложнявшим российско-американские отношения – развертыванию элементов ПРО США в Европе, расширению НАТО на восток, – Обама на этот раз предпочел промолчать. Судя по его более ранним заявлениям, он не приветствует политику Москвы в отношении сепаратистских регионов Грузии, а также намерен последовательно отстаивать «ценности». Если верить оптимистичным прогнозам, которые демократ подкрепил в ходе последнего европейского турне, Барак Обама попытается порвать с раскритикованной политикой администрации Буша, которая вызывает гнев правозащитников. Самый известный пример – тюрьма Гуантанамо. Значит, у Москвы, вероятно, станет меньше аргументов парировать «ценностную» критику Вашингтона.
|