Газета «Наш
Мир» «Интернет стал частью нашей жизни. И сегодня ясно, что без развития Интернета, без развития технологий, связанных с ним, невозможно перейти от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. И это не просто констатация третьей волны развития социума, это органичное явление, которые мы каждодневно ощущаем», – заявил Эржан Исабаев, генеральный директор компании «Tengri Saatchi & Saatchi», на открытии первой международной конференции по проблемам развития Интернета в развивающихся экономиках постсоветского пространства – «Интернет Альтернатива 2008». В настоящее время всемирная паутина в большинстве своем рассматривается как специфическое средство коммуникации и размещения информации. Организаторы конференции поставили перед собой цель – изменить такое отношение в пользу комплексного подхода к Интернету как социально-экономическому феномену, динамичной среде, быстрорастущему сегменту рынка. Разумеется, за один день ментальность общества в корне не переломишь, но начинать работу в этом направлении давно пора. Ведь Интернет не является статичным явлением, он каждодневно меняется, сюда приходят новые технологии, здесь зарождаются интересные глобальные проекты, и, кроме того, с каждым годом в виртуальном пространстве крутятся все более значимые деньги. Ведение бизнеса в сети стало обыденным явлением. Наверное, поэтому на мероприятии, организованном компаниями New Line Media, «Tengri Saatchi&Saatchi», при поддержке АО «Казахтелеком» с торговой маркой «Мегалайн», «Казтранском» и IBM, можно было увидеть не только людей, так или иначе связанных с информационными технологиями, но и представителей Ассоциации финансистов Казахстана, известных бизнесменов, юристов и многих других, чья деятельность лишь опосредованно связана с Интернетом. Работа конференции была разбита по параллельно идущим секциям. Поэтому в течение дня из восьми секций реально поучаствовать можно было только в работе четырех. Участникам приходилось выбирать, что для них более актуально и интересно. Честно признаться, выбор сделать было сложно. Например, какой теме отдать предпочтение: «Государство и Интернет», на которой обсуждались государственная политика в сфере регулирования и развития казахстанского сегмента сети, или теме «Современные технологии в Интернете», где спикеры рассказывали, какой будет всемирная паутина в ближайшем будущем и сможет ли она заменить печатные СМИ и телевидение? Или другой пример: «Технологии доступа в Интернет», о ситуации на отечественном рынке интернет-доступа и «СМИ и социальные сети», о мировом буме социальных сетей. Темами для обсуждений также были инвестиции и реклама в Интернете, социологический портрет пользователей сети, казахский язык в Интернете. Выбор приходилось делать скрепя сердце, искренне жалея об отсутствии клона и недоумевая, почему организаторы не разбили работу конференции на два дня. К несовершенствам мероприятия можно отнести и тот факт, что в эпоху, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, а Интернет своей паутиной опутал весь земной шар, у спикеров время от времени отказывал микрофон. Впрочем, несмотря на все эти мелкие недочеты, состоявшийся диалог представителей компаний, занимающихся развитием и внедрением информационных технологий с представителями госструктур и бизнеса, можно считать вполне успешным. Хочется верить, что от слов и обещаний до реальных дел будет небольшой промежуток, что Казнет будет активно развиваться, тарифы снижаться, а скорость доступа увеличиваться. В общем, на самом деле кроме как всемерно развивать отечественный сектор Интернета другой альтернативы нет. Примечательно, что эту мысль до аудитории старались донести не только отечественные спикеры, но и заезжие «варяги», среди которых были и Елена Колмановская, главный редактор сайта «Яндекс», Аскар Туганбаев, зам¬директора информационного телеканала «Вести», Елена Рыцарева, заместитель главного редактора журнала «Эксперт», Михаил Чеканов, руководитель маркетинга продуктов Rambler Media, Антон Носик, эксперт по социальным СМИ компании «СУП», Альберт Попков, создатель и совладелец проекта «Odnoklassniki.ru». Другими словами – весь бомонд виртуального пространства сопредельных государств. Елена Колмановская, которая назвала себя «главным редактором без редакции» считает, что в настоящее время Казахстан находится в начале большого пути развития Казнета. По ее словам, очень важно в этот период, чтобы компании, занимающиеся внедрением новых технологий, не замыкались, а делились своими наработками. Михаил Чеканов полагает, что в ближайшей перспективе в мире будет актуально развитие мобильных сервисов и, хотя в той же России количество пользователей Интернетом через сотовые телефоны и смартфоны не превышает 5% от общего числа пользователей сетью, призывает и в Казахстане уделить внимание этому общемировому тренду. Елена Рыцарева считает, что интернет-аудитория за последнее время значительно выросла и помолодела, и это отличный повод для рекламных компаний заинтересоваться продвижением продукции и услуг в виртуальном пространстве, чем, в принципе, они активно сейчас и занимаются. Несмотря на то, что развитие всемирной сети в Казахстане идет не так быстро, как хотелось бы, республика уверенно входит в «четверку» лидеров среди стран СНГ по проникновению Интернета. По различным данным, сегодня уровень проникновения составляет порядка 20-25%. Это, по мнению экспертов, пороговый показатель, по достижению которого можно смело ожидать развитие разносторонних сервисов в отечественном сегменте сети и приток серьезных инвестиций в виртуальное пространство. Будем надеяться, что так оно и будет… Николай Лимов |