$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»
Приглашая в гости иерархов мирового православия, официальный Киев продемонстрировал еще одну "разновекторность". Христианскую! Приезд Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея I вознесли в ранг государственного визита, щедро напичкав столичные билборды его изображениями. А вот патриарха всея Руси Алексия II "забыли" упомянуть даже в программе мероприятий, вывешенной на президентской сайте! Такое впечатление, что мы празднуем 1020-летие крещения не Киевской Руси, а... Царьграда. Чем же вызвано столь странная манипуляция сознанием общества, оказавшегося перед угрозой "искушения византийством"?
Здравствуйте, мы - ваши... мама
Все-таки нужно отдать "должное" руководству страны и правоохранительных органов: они сделали все возможное (и невозможное), чтобы народ увидел, как не надо праздновать всенародный праздник. Визит Вселенского патриарха запомнился украинским православным тем, что их... не допускали к патриарху всея Руси. Судя по всему, не учли мудрой народной пословицы: насильно мил не будешь. Тем более, когда речь заходит о такой тонкой сфере, как вера. Создается впечатление, что она (вера) у "богословов" с Банковой весьма своеобразная: мол, стоит развесить по всем улицам и площадям "варфоломеевские" щиты, народ тут же начнет массово к ним прикладываться, как... к образу равноапостольного князя. Возможно, так бы оно и было, если бы не одно "но": на Вселенского патриарха все смотрели как на некую турецкую экзотику. Даже акулы пера (кроме почтенной бабки Клары из одной газеты) никак не могли "врубиться": кто этот "самый человечный человек" и что означает его статус "Вселенский" (какую такую Вселенную он представляет?). Поэтому, когда на встречу с его Всесвятейшеством попадали только по спецпропускам, это особых возмущений не вызывало (разве что у солдат и курсантов, которых заставили пожертвовать своими увольнениями ради церковной службы на чужом языке).
К сожалению, в случае с патриархом всея Руси этот нюанс не учли. Оказывается, на Банковой настолько сконцентрировались на представителе Фанара (маленького квартала в Стамбуле, где обитает Вселенский патриарх), что "не заметили" многотысячной толпы паломников, ринувшихся на встречу с человеком, олицетворяющим православную Русь-матушку. Но если бы только "не заметили", это было бы полбеды. А вот беда (с точки зрения православных) нагрянула в самый "подходящий" момент: когда огромные толпы верующих ринулись к Владимирской горке (где проходила литургия), дорогу перекрыли... силовики. Между "воинами Христа" и воинами... государства едва не возникла потасовка. Где это видано, чтобы в православной стране православных не допускали на свое же богослужение! Помолиться вместе с патриархом всея Руси запрещали не только простым мирянам, но и даже священнослужителям. В этом лично убедился корреспондент "СН" (чтобы попасть на службу мне пришлось перепрыгывать через металлические ограждения и "делать ноги" от охранников).
Позже выяснилось, что эти "меры предосторожности" были вызваны нежеланием властей услышать то, что они все-таки услышали. Немалая часть верующих, прорвавшись через милицейские кордоны, начала громко скандировать: "Наш патриарх - Алексий!" Особенно этот возглас усилился после того, как Вселенский патриарх во время напутственной речи назвал верующих своими чадами, а себя - ...матерью-церковью. Президент тоже "отличился": не встретил Алексия II в день приезда, потому как занимался вместе с Варфломеем I... гашением юбилейных марок по случаю 1020-летия крещения Руси. Опоздал на литургию (на Владимирской горке), троекратно расцеловал патриарха Константинопольского, а с Московским коротко поздоровался за руку.
К тому же православному народу было не совсем ясно: почему основные госмероприятия провели не в действующей православной святыне - Киево-Печерской лавре, а... в музее-заповеднике "София Киевская", воздвигнутой в связи с иными событиями (которые совсем никак не относятся к крещению Руси). Как известно, Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Причем на том самом месте, где он одержал блестящую победу над воинственными печенегами (здесь основали первую библиотеку и открыли церемонию восхождения князей на киевский престол). Вероятно, тоска за былым величием и подтолкнула "историков" с Банковой приковать внимание общества к праздничному богослужению на этой "нейтральной" территории. Тем более что "София" (в отличие от Лавры) не выдвигает никаких канонических требований к лидерам раскольнических организаций: в ее стенах, будучи непризнанными во всем мире, они чувствуют себя "равными по чести" с митрополитом всея Украины, блаженнейшим Владимиром! А кое-кто считает себя еще "равнее".
"Откуда есть пошла... Украина - Русь"?
К сожалению, визит Варфоломея I подкрепил прогнозы о том, что раскол в украинском православии только усилится, причем будет вестись теми, кого мировое православие до сих пор считает неканоническим, т. е. нелегитимным духовенством. Ни для кого уже не секрет: сегодня и УПЦ КП, и УАПЦ снова пытаются "приравняться" к статусу Украинской православной церкви (УПЦ), чтобы уже совместными усилиями создать так называемую Единую поместную церковь. И, похоже, гостя из Стамбула в эти планы посвятили еще до его приезда. Буквально в первые минуты встречи с Президентом он громко сообщил о своих намерениях: "Мы прибыли сюда, чтобы помолиться за объединение всех православных христиан Украины. Мы прибыли сюда как ангелы мира, которые стремятся к единству". При этом Варфоломей вдруг вспомнил, что Константинопольская патриархия "была и остается вашей матерью, которая любит вас и заботится о вас"...
В тот же день (25 июля) на президентском сайте появился указ (№668/2008), в котором выражалась поддержка не только Украинской православной церкви, но и Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви... То есть Секретариат Президента "канонизировал" УАПЦ и УПЦ КП. Фактически команда Президента подыграла силам, которые гордо именуют себя Киевским патриархатом, а каноническую Киевскую митрополию представляют, как некую "пятую колонну". Более того, своим указом Президент подарил нам еще один праздник: "Установить в Украине День крещения Киевской Руси - Украины, который отмечать ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Киевской Руси".
Таким образом, на Банковой открыли еще одну "эпохальную" страницу. Да что там страницу! Надо полагать, на политической карте мира появилось новое государство, Глава которого торжественно сообщил "обалдевшему" от радости Варфоломею I: "Воспринимаем ваш приезд на празднование юбилея крещения УКРАИНЫ-РУСИ (!) и как признание тысячелетних заслуг украинских христиан и украинской церкви в служении Господу". Напомним, что эти "исторические" слова сорвались из уст Президента утром 25 июля в Борисполе. В тот момент он показал еще одно ноу-хау: согласно официальному протоколу, первое лицо государства в аэропорту гостей не встречает (наоборот, это его должны встречать, как записано в президентском указе). Однако для черноризого гостя из Стамбула сделали приятное исключение.
А вот о главной улице Киева, олицетворяющей 1020-летие крещения Руси, на Банковой почему-то попытались забыть. Еще до наступления "варфоломеевских" дней (и ночей) зампред Секретариата Президента Юрий Богуцкий вызвал "на ковер" организаторов концерта на Крещатике и "популярно объяснил", что петь и танцевать 26 июля на Майдане "низзя". Это якобы было вызвано требованиями... правил дорожного движения: дескать, Виктор Андреевич должен выступать на Софийской площади, а посему во время проезда президентского кортежа под его колесами может оказаться какой-нибудь... пьяница (видимо, охмелевший от группы "ДДТ" или "Братьев Карамазовых"). А в сам день концерта (26 июля) власть имущие "порадовали" киевлян слухами о так называемом "теракте": дескать, на Лядских воротах нашли бомбу. Позже столичный Центр общественных связей МВД торжественно сообщил, что речь шла о... каком-то пакете с пустыми коробками (вот, оказывается, из-за чего оцепляли площадь!).
По неофициальным данным, "бомбу" подбросили с целью сорвать не только концерт, но и видеобращение патриарха Московского. Вот если бы вместо него к нам пожаловал, к примеру, Элтон Джон, тогда бы никаких проблем не возникало. Одно дело созерцать русского патриарха с крестом, совсем другое - гомосексуальную британскую мегазвезду: на шее - огромное распятие, в правом ухе - сережка в виде крестика. Вряд ли Его Святейшество мог бы так "зажечь" многотысячную толпу, как это прошлым летом сделал певец со своей знаменитой песней "The Bitch is Back" ("Сука возвращается").
Папа римский просто отдыхает
Во время государственных мероприятий вся информационная кампания (а точнее, информационная война) была проведена так, чтобы украинское общество не обращало внимания на весьма существенный факт: несмотря на свой "вселенский" титул, Варфоломей I в православном мире считается всего лишь ПЕРВЫМ СРЕДИ РАВНЫХ, то есть он ничем не "значительнее" остальных первоиерархов поместных церквей. Ведь в православии (в отличие от католичества) вместо жесткого административного подчинения одному папе руководствуются соборным разумом церкви (эта соборность и спасла православных от множества ересей, к примеру, от лжеучения о папской непогрешимости).
Искусственное возвышение отдельно взятого первоиерарха привело к публичному снижению статуса не только Алексия II, но и прочих высокодостойных владык, прибывших к нам из многих стран мира (патриархов, митрополитов и архиепископов). Таким почестям, которые были оказаны гостю из Стамбула, мог бы позавидовать даже покойный Иоанн Павел II (посетивший Украину семь лет назад). Впрочем, в Секретариате Президента и не скрывали, что духовному лидеру маленького турецкого квартала Фанар оказали почести на уровне главы другого микроскопического государства - Ватикан. Об этом публично сообщил начальник Управления государственной охраны Валерий Гелетей: дескать, масштаб запланированных мероприятий сравним с государственным визитом папы Римского. По официальным данным, к обеспечению мер безопасности стамбульских "ангелов мира" привлекли более 7000 "ангелов-хранителей" из МВД, госохраны и СБУ. Всей этой огромной армаде силовиков было приказано "работать в усиленном варианте несения службы": начиная от патрулирования в аэропорту Борисполь, и заканчивая столичной улицей Липская (где с 25 по 27 июля "прописали" Варфоломея I).
После той пышности, с которой встретили фанарского гостя, следующим "логическим" шагом может стать просто-таки революционное изменение в богослужении. До сих пор в Украинской православной церкви считали (и считают), что Святые Дары с Чашей Христовой необходимо выносить из алтаря со словами: "Помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси"... Однако Президент уже дал четко понять: мол, отныне у православной Украины должен быть иной "великий господин": он же - Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима, он же - Вселенский патриарх, он же - предстоятель Константинопольской православной церкви.
К сожалению, это далеко не последние трюки, с помощью которых Банковая перехватила инициативу в свои руки, пытаясь оттеснить на задний план и патриарха всея Руси, и митрополита всея Украины. Достаточно посмотреть на "разночтения" двух официальных сайтов - сайта Президента Украины и сайта православной Украины. На первом (в отличие от второго) все внимание сосредоточено только на Главе государства и главе стамбульской делегации, об Алексие II - ни слова! Это "диво дивное" материализовалось в уравнении явно не математическом: тандем Ющенко - Варфоломей был противопоставлен тандему Алексий - Владимир. Не исключено, что на Банковой мечтали достигнуть "правильной" цели: главенствующее положение на праздничных торжествах должен был занять Варфоломей I, остальных первоиерархов пытались отодвинуть в сторонку. Создается впечатление, что именно в этом и заключалась "христианская миссия" президентской команды: визит Алексия II хотели представить только как "внутреннее" действо Московского патриархата в одном из его монастырей.
Проект "avtokefaliya" провалился. Пока...
Итак, с подачи Банковой православным "предложили" повернуться спиной к патриарху всея Руси, а лицом к - представителю малоизвестного нам Фанара. И это при том, что Алексий II - предстоятель крупнейшей религиозной организации мира: согласно июньскому докладу-2008 на Архиерейском соборе в Москве, Русская православная церковь сегодня насчитывает 156 епархий, 196 архиереев, свыше 30 тысяч священнослужителей (из них более 29 тысяч возглавляют приходы на канонической территории РПЦ (т. е. СНГ), еще около тысячи - в других странах мира. Общее количество верующих - примерно 200 миллионов.
Для сравнения: Вселенская патриархия имеет в Турции... всего лишь одну архиепископию и 4 митрополии, в других странах - еще 23 епархии. Общее количество константинопольских "овечек" - около… 3000 человек (в основном, греки старшего поколения). Более того, если бы в Стамбуле появилась хоть одна такая реклама, как в Киеве, Варфоломея I сразу же бросили бы за решетку: по турецкому законодательству он - лидер только небольшой фанарской общины, а не международной организации. В прошлом году Его Святейшеству пригрозили тюрьмой за громкие заявления о "вселенском" статусе: прокуратура стамбульского района Бейоглу вызывала патриарха в связи с высказываниями о своем лидерстве над всем православным миром. Это произошло 24 августа 2007 года. По иронии судьбы, "варфоломеевский" скандал совпал с 435-летием... варфломеевской ночи (кровавый конфликт между католиками и протестантами в Париже, во время которого погибли около 5000 человек в ночь с 23 на 24 августа 1572 года) и празднованием Дня независимости Украины.
Как сообщила турецкая газета "Сабах", против православного владыки должны были возбудить уголовное дело по ст. 219 Уголовного кодекса Турции: халатность при исполнении обязанностей священнослужителя, что предусматривает лишение свободы сроком от месяца до года. Но потом все затихло. Почему? По неофициальным данным, Стамбул не рискнул ссориться с Ватиканом и Вашингтоном: папа римский и президент США уже не первый год поддерживают Варфоломея I, поскольку давно пытаются разыграть антироссийскую карту на канонической территории Алексия II. Напомним, что Константинопольский патриархат имеет свои взгляды на дальнейшую судьбу УПЦ КП и УАПЦ. Не исключено, что обе непризнанные структуры получат шанс на "воцерковление" после создания подворья Вселенского патриарха в Украине (этот вопрос обсуждается уже не один год).
Возможно, поэтому православная Россия очень подозрительно отнеслась к нашему "оФАНАРению". В связи с этим становится понятной причина резкого заявления главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла: "Совершенно очевидно, что государственные власти Украины делают специальный акцент на визите Святейшего патриарха Константинопольского Варфоломея, оставляя в тени посещение Киева Святейшим патриархом Московским и всея Руси. Такого количества баннеров с изображением патриарха Варфоломея, каким сегодня расцвечен Киев, я не припоминаю с советских времен, когда с каждого перекрестка на нас взирали партийные вожди".
Публичное возмущение владыки Кирилла прозвучало после малоприятного сообщения из украинской столицы: член правления общественной организации "День крещения Руси" Юрий Молчанов заявил, что власти Киева запретили рекламным агентствам размещать плакаты с портретами Алексия II. По мнению Молчанова, на рекламщиков надавил замглавы столичной госадминистрации Рудык - член партии "Единый центр". Вот и получается, что политический ЕЦ остро нуждается в... духовной ЕЦ (единой церкви). Таким образом, вывод напрашивается сам по себе: для успешной реализации пропрезидентского проекта "Ющенко-2" необходимо сначала воплотить в жизнь... неохристианский проект "avtokefaliya" (!), т. е. разорвать связи между православием Украины и России (что, в свою очередь, укрепит позиции католицизма и протестантизма).
Разумеется, эти планы можно реализовать лишь после того, как духовенство УПЦ согласится пойти на объединение с теми, кого до сих пор считают раскольниками. И вот здесь-то "помощь" Константинополя может оказаться просто неоценимой. Ведь не зря на сайте филаретовского Киевского патриархата процитировали слова Варфоломея I, сказанные на праздничной вечере с Президентом: "Вместе с руководством государства и правительством мы должны положить конец разделениям и расколам". Ну, и где тут отделение церкви от государства, светскость демократической Украины?
|