Газета «Наш
Мир» У нынешней Олимпиады 60 компаний-спонсоров, 12 из них - генеральные. В
ходе подготовки к Олимпиаде за четыре последних года спонсоры помогли
организаторам в общей сложности суммой $866 млн - не только деньгами,
но и товарами и услугами. Особое место среди спонсоров Олимпиады
занимает компания Kodak, которая поддержала самые первые современные
Олимпийские игры в 1896 году. Coca-Cola - тоже из "ветеранов": она
участвует в качестве спонсора Олимпиады с 1928 года. На пекинской
Олимпиаде будет много "местных", китайских корпораций. Среди них -
компьютерная компания Lenovo, которая вошла в круг спонсоров Олимпиады
в 2005 году. В преддверии Олимпиады в Пекине журнал Economist
осветил проблему больших денег в большом спорте. Олимпийские игры -
праздник не только спорта, но и коммерции, пишут авторы журнала. Хотя,
казалось бы, крупных денежных призов Олимпиада не предусматривает, а
спортсмены, как декларируется, борются исключительно за медали и славу:
дескать, "главное - не победа, а участие". МОК настойчиво называет себя
"некоммерческой организацией", а Олимпийские площадки должны быть
свободны от рекламы, изобилующей на других спортивных аренах. Однако
"коммерция ощущается сегодня в воздухе Пекина также отчетливо, как
смог", - пишет журнал Economist. Участники Олимпиад давно не являются
спортсменами-любителями. За медалью неизбежно следует финансовое
вознаграждение для победителя. Спортивные федерации стремятся получить
право оборудовать стадионы, а спонсоры мечтают поддержать победителей.
Для компаний Олимпийский игры представляют собой золотую жилу в области
маркетинга. Для производителей спортивной одежды нет лучшей витрины,
чем олимпийская. Практически любая компания, которая чем-то торгует,
купив себе билет в ряды спонсоров Пекинской Олимпиады, может получить
доступ к аудитории из 1,3 млрд китайцев, не говоря о миллиардах
зрителей во всем мире. Международный спорт существует с XIX века, а
коммерческая эксплуатация спорта началась и того раньше. Новым является
разве что уровень коммерциализации и ее распространение на
развивающиеся рынки, считает Economist. Одним из признаков такой
коммерциализации является интеграция спортивных рынков труда. Например,
бразильские футболисты появляются в самых разных лигах - от Вьетнама до
Фарерских островов. Успешные спортсмены сейчас зарабатывают такие
деньги, о которых звезды прошлого поколения не могли даже мечтать. Деньги
от телеканалов и спонсоров раздувают их призовые счета до непомерных
размеров, особенно если спортивные таланты сочетаются с привлекательной
внешностью. Например, Мария Шарапова далеко не только благодаря своим
успехам в теннисе оказалась самой хорошо зарабатывающей спортсменкой,
отмечает Economist. Рынок спорттоваров тоже становится все более
глобальным, по мере того как западные компании нацеливаются на
развивающиеся страны. |