Газета «Наш
Мир»
Россия агрессивно предъявляет претензии на большой кусок спорной арктической территории, стремясь захватить контроль над богатым нефтью и газом регионом.
В настоящий момент финансируемая государством экспедиция московского Института географии собирает в Арктике научную информацию, позволяющую, как рассчитывают ее организаторы, доказать, что обширные территории на океанском дне принадлежат России.
Кроме того, в прошлом месяце впервые с 1991 года российский ВМФ отправил в этот регион боевые корабли базирующегося в Североморске Северного флота. В настоящий момент Арктику патрулируют противолодочный корабль и ракетный крейсер 'Маршал Устинов'. Этот жест носит отчетливо символический характер. Согласно заявлениям Москвы, в их задачи входит защита российских рыбаков, но аналитики считают, что Россия таким образом пытается закрепиться в этих богатых энергоресурсами районах.
Помимо изучения последствий глобального потепления, ученые, по просьбе правительства, должны исследовать геологическую структуру региона и оценить возможность бурения. В Арктике они проведут несколько месяцев. В этом же месяце туда должна отправиться еще одна экспедиция, также финансируемая государством.
Незадолго до начала экспедиции новый президент России Дмитрий Медведев подписал закон об эксплуатации подводных арктических ресурсов. Этот закон позволяет правительству самому выбирать компании, которые будут добывать на континентальном шельфе нефть и газ, провозглашенные Медведевым российским 'национальным богатством'.
'Раньше Арктика интересовала лишь немногочисленных исследователей. Теперь она стала национальным приоритетом, - утверждает связанный с Кремлем источник. - Государство в ней крайне заинтересовано, и готово закачивать в нее ресурсы. Этот регион слишком богат, чтобы о нем забывать. Гонка началась, и мы пока в ней лидируем'.
Предположительно Арктика скрывает в себе до четверти неразведанных мировых засов нефти и газа. Высокая цена на нефть и боязнь ее нехватки спровоцировали начало новой арктической 'нефтяной лихорадки' - пресловутой 'битвы за Северный полюс', которая уже вызвала беспокойство у экологов и навлекла на Россию обвинения в захвате территории.
Согласно конвенции ООН, страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану - это Россия, Соединенные Штаты, Канада, Дания и Норвегия - вправе добывать ресурсы в пределах 200 морских миль (230 миль) от своего побережья. Если страна способна доказать, что подводный континентальный шельф связан с ее территорией, эта зона может быть увеличена.
В задачи экспедиции входит сбор данных для заявки, доказывающей, что кусок Арктики размером с Западную Европу является частью российской территории, которую Россия собирается представить в ООН в следующем году. Собираемые образцы, по мнению Москвы, смогут доказать, что подводный хребет Ломоносова - продолжение сибирского континентального шельфа.
Претензии России оспаривают Дания и Канада, считающие, что хребет связан с их территориями.
В прошлом году русские послали в Арктику экспедицию, достигшую на подводной лодке точки Северного полюса и установившую на дне титановый флаг. Это был эффектный шаг, вызвавший ликование Кремля, но серьезных научных данных получено не было.
'С научной точки зрения установившая флаг экспедиция не представляла особого интереса, - считает Виктор Поселов из Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана, снаряжающего в следующем году очередную экспедицию в Арктику, - другие экспедиции не столь громкие, но зато имеют реальное научное значение'.
Уже сейчас под контролем России находятся крупнейшие в мире запасы природного газа. Многие опасаются, что если арктические притязания Москвы не будут оспорены, Запад, и без того во многом полагающийся на сибирский газ, может попасть в опасную зависимость от российских энергоресурсов.
'Долгое время у России не было ни денег, ни сил заниматься Арктикой. Сейчас это коренным образом изменилось', - полагает политический аналитик Николай Петров.
'Это вопрос мощи и престижа. Речь идет о геополитике - важно предъявить претензии на регион так, чтобы это символизировало возрождение России в качестве мировой державы. Дело не только в ресурсах, дело в имидже России'.
|