$IMAGE1-right$ Газета «НашМир» Готовясь к освоению ресурсов Луны, Европа и Америка изобретают дешевые средства межпланетной доставки грузов
Почти отлетал свое основной космический «технопарк» Земли – американские «Шаттлы», российские грузовые корабли «Союз» и «Прогресс». Летом 2008 года стало ясно, что может прийти им на смену. Европа вместе с Россией готовы строить новый грузовой корабль. Американцы за бешеные деньги хотят купить готовый – у Японии. Странам нужны пилотируемые корабли, чтобы запускать на них людей на орбиту и на Луну. Цели почти не скрывают – идет охота за лунными ресурсами.
Сегодня человечество осваивает космос уже не ради чистой науки. В новом столетии важно как можно дешевле доставить на Луну грузы и людей, построить базу, фабрики и дешево забирать готовую продукцию. Ничего из этого нельзя сделать, если пользоваться существующими космическими кораблями. Стоимость доставки на орбиту килограмма груза российским «Союзом» – больше $60 тыс., «Шаттлом» – около $26 тыс. Так что и европейцы, и американцы, и японцы с китайцами выбирают возвращаемые аппараты с ракетой-носителем. Доставка таким путем килограмма груза стоит $15 тыс. и менее.
На аэрокосмическом салоне «Фарнборо-2008» был представлен проект корабля, разработанный совместно «Роскосмосом» и Европейским космическим агентством (название ему пока не придумали). Европейско-российский корабль сможет доставить 7 тонн груза или 6 космонавтов на околоземную орбиту, или четверых людей – на Луну. Проект во многом похож на разрабатываемый американцами «Орион». Но весить он будет меньше – 20 тонн против «орионовских» 25, и сможет нести на 500 кг больше груза.
У американцев же кроме нерентабельных «Шаттлов» нет ничего – даже грузового корабля. Поскольку «Орион» только в проекте, NASA решилось купить «транспортник» у Японии. Первый запуск корабля H-2 запланирован на осень 2008 года. Корабль сможет нести 6 тонн груза. Выводить его на орбиту будет японская же ракета H-2B.
Европейско-российский корабль сможет доставить 7 тонн груза или 6 космонавтов на околоземную орбиту, или четверых людей – на Луну
Основное отличие европейско-российского корабля от уже существующих проектов – «активная» система посадки. Корабль смягчает приземление с помощью встроенных двигателей. Другие корабли способны только падать по заранее заданной траектории, и не могут ослабить трение об атмосферу.
Запустить новый корабль Роскосмоса-ЕКА легче всего ракетой-носителем другого европейского корабля – грузового ATV. Ведь именно ATV – европейская часть совместного проекта, конструктивно они очень похожи.
Другой вариант – использование некой «новой» российской ракеты, которая смогла бы запускать корабли не только с казахского Байконура, но и с российского космодрома «Восточный» в Амурской области. О ней пока ничего не известно.
Ну и вариант третий – использовать для запусков французскую ракету-носитель «Ариан-5». Она уже давно доставляет на МКС грузы, взлетая с французского космодрома Куру во Французской Гвиане. Именно «Ариан-5» с Куру должен был доставлять на орбиту другой европейский проект – пилотируемый корабль, разработанный EADS Astrium. Оказалось, что для запуска людей космодром нужно серьезно модернизировать.
Тем временем
Миллиардер представил самолет для космотуристов Ричард Бренсон, владелец компании Virgin, в понедельник показал журналистам свой новый проект – самолет-носитель и базирующийся на нем космический аппарат. Система предназначена для полетов космических туристов. Самолета называется «Eve», космический аппарата – «Spaceship Two». Он стартует с самолета в воздухе и летит по суборбитальному курсу высотой до 110 км над землей. «Spaceship Two» может нести двух пилотов и шесть пассажиров. Тестовые полеты начнутся в 2009 году, а уже в 2010 полетят первые космотуристы. Бренсон уже продал около 200 билетов, каждый за $200 000.
|