Газета «Наш
Мир» Левшей в наших школах уже не заставляют писать правой рукой. Но до
сих пор в народе ходят мифы, что и учатся они с трудом, и писать
красиво не умеют, и вообще какие-то не такие. В чем причина? Большинство
людей – правши. Им все удобнее делать правой рукой – она у них ведущая.
«Командует» правой рукой левое полушарие мозга. Именно оно – ведущее у
правшей – отвечает за чтение, речь, письмо, логику рассуждений… Но чуть
ли не четверть населения планеты ловчее орудует левой рукой. Почему? Тех, кому удобнее работать левой рукой, можно разделить на 4 группы. Первая
– те, кто получил леворукость по наследству. Таких людей на планете –
9-11%. У них ведущее полушарие правое. Именно оно отвечает у них за
речь, чтение, логику. И количество таких людей на планете не зависит ни
от климата, ни от расы, не меняется от века к веку. Вторая группа – так называемые компенсаторные левши. Представьте,
что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано
левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда
ведущую функцию берет на себя правое полушарие, и ведущей становится
левая рука. Компенсаторные левши – часто дети поздних мам, потому что
беременности у таких мам нередко протекают сложно и заканчиваются
трудными родами. Компенсаторные левши нередко встречаются среди
трех-четырех близнецов – то есть в тех случаях, когда условия для
развития плода были неблагоприятными. Компенсаторных левшей
среди нас 12-13%, и в развитых странах их становится все больше, потому
что все больше там рождается поздних детей. Третья группа –
вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а
не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней
палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой,
которая становится более тренированной и умелой. Но когда малыш
приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо. Конечно,
ведущее полушарие мозга-то у него левое, оно отвечает за письмо, и оно
же «курирует» правую руку. Таких вынужденно леворуких в мире – 2-3%. Четвертая группа – подражательные левши. Она самая маленькая, меньше полпроцента населения. В
Институте возрастной физиологии рассказывают такой случай. На прием
пришла мама с двумя сыновьями. Оба пишут левой, но у старшего почерк
хороший, а у младшего – сплошные проблемы с письмом. Стали разбираться.
Старший сын оказался генетическим левшой. И неудивительно – и папа у
них левша, и дедушка. Поэтому, когда младший стал все делать левой
рукой, родители восприняли это как должное. Но когда младший пошел в
школу и у него возникли трудности с письмом, родители призадумались.
Оказалось, что младший у них – правша, но поскольку все мужчины в семье
лучше владели левой, малыш тоже все делал левой рукой, как папа, как
брат. Переучивать нельзя Генетического
левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Этот человек потому и левша,
что у него мозг по-другому устроен. Генетический левша может быть тем
самым умельцем, который и «блоху подкует». У таких левшей очень точная
координация движений. Нельзя переучивать и компенсаторного
левшу. У него организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие
взяло на себя работу «поврежденного», а мы, перекладывая такому ребенку
ручку из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную
часть мозга. Когда таких левшей начинают переучивать, у них возникает
масса невротических проблем: нарушаются сон и аппетит; появляются
головные боли, страхи; дети начинают заикаться; могут возникнуть энурез
и прочие неприятности, вплоть до писчего спазма, когда у ребенка, как
только он берет карандаш или ручку, рука трясется, пальцы сводит
судорогой. Надо ли переучивать вынужденного левшу? Сложный
вопрос. Если такой ребенок уже учится в школе и худо-бедно пишет левой
рукой – не надо. Переход на правую руку для него будет стрессом. Но
если малыш еще дошкольник и вы точно знаете, что он ест и рисует левой,
потому что получил травму правой руки, – посоветуйтесь с
психоневрологом, как лучше развить правую руку, и мягко убеждайте
ребенка все делать правой. Если же ваш маленький «левша» в семье
левшей подозрительно плохо рисует и пишет левой, проверьте его у
психолога: левша ли он на самом деле? Тренируем руку Как помочь компенсаторному левше, который не любит рисовать и коряво пишет? Предлагайте ему как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы. Полезно собирать-разбирать модельки из «Лего», раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов. Раскладывать карточки, сдавать карты – тоже хорошая тренировка. И самая лучшая – это сучить нить или хотя бы крутить карандаш в руке.
Не спешите такого левшу учить писать. Письмо – один из самых сложных
навыков, который осваивает человек. На письме руку тренировать нельзя. Кто-то
может подумать: все-то у этих левшей не так. Спокойно, история
человечества доказала: левши ничуть и ничем не хуже правшей. Блистательный олимп Леворукими были и есть: Юлий
Цезарь и Александр Македонский, Наполеон и Карл Великий, Леонардо да
Винчи и Микеланджело, Жанна Д’Арк, Людвиг ван Бетховен, Сергей
Рахманинов, Пол Маккартни и Ринго Старр, Марк Твен, Роберт де Ниро. А
также Уинстон Черчилль, Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл
Клинтон. Какая рука главнее? Как определить, левша ли ваш малыш, если он держит ложку то правой, то левой и при этом орудует обеими руками одинаково ловко? Предложите ребенку: 1
Нарисовать домик, человечка или хотя бы несколько крестиков сначала
одной рукой, потом другой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У
меня не получится»... Успокойте, скажите: «Я знаю, это трудно. Но ты
сможешь». Какой рисунок получился лучше? 2 Открыть несколько спичечных коробков в поисках спрятанной пуговички. Какая рука совершает активное действие: выдвигает, задвигает? 3 Построить из спичек колодец сначала одной рукой, потом другой. Какой рукой работа выполнена лучше? 4 Бросить вам небольшой (теннисный) мячик, который вы положите перед ребенком не под левую или правую руку, а посередине. Какой рукой он это сделает? 5 Открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая рука та, которая более активна. Учтите, что ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек. 6 Развязать несколько слабо завязанных узлов на шнуре. Ведущей считается та рука, которая узел развязывает, а не держит. 7 Построить из кубиков дом, башню. Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики. 8 Разложить карточки лото. Ведущая рука раскладывает карточки, другая – держит стопку. Посчитайте, как часто в этих заданиях левая рука была ведущей. Личное мнение –
В некоторых танцах у левшей – большие преимущества. Особенно в тех, где
основные элементы выполняются левой рукой и нет вариантов сделать их
правой. В любом случае, идти против природы и переучивать левшей на
правшей, как это делают некоторые родители маленьких детей, не стоит.
Пусть будет так, как есть.
|