Газета «Наш Мир»
Toyota объявила о худшей квартальной прибыли за последние пять лет. Отраслевые аналитики, правда, ожидали еще более сильного падения, но для японского концерна это вряд ли станет утешением. Toyota заразилась общей болезнью американского рынка - падением продаж автомобилей.
В первом финансовом квартале (апрель-июнь) японский автоконцерн Toyota объявил о снижении прибыли на 28% до 353,7 млрд иен ($3,26 млрд.) против 491,5 млрд. иен ($4,54 млрд.) годом ранее. Хотя финансовые показатели оказались все-таки лучше прогнозов отраслевых экспертов, опрошенных Bloomberg. Они ожидали, что чистая прибыль Toyota снизится на 33% до 329 млрд иен ($3,03 млрд).
И все же это самые худшие результаты компании за последние пять лет. Кроме того, прогноз Toyota на весь финансовый год 2008-2009 еще менее безрадостный. Компания снизила свои ожидания как по объему глобальных продаж (с 9,06 млн. до 8,74 млн. автомобилей), так по чистой прибыли (снизила на 27%) и операционной прибыли (на 30%).
Американская болезнь
Причины ухудшающегося положения Toyota те же, что у GM и Ford - резкое снижение продаж внедорожников и легких грузовых автомобилей в США. Кроме того, на финансах компании негативно отразилось укрепление иены по отношению к доллару в этот период.
Проблемы GM и Ford на американском рынке, казалось, долго обходили Toyota стороной. Например, когда в третьем квартале 2007 года GM подсчитывала самый рекордный за 99 лет существования компании квартальный убыток, Toyota получила приличную прибыль - больше за всю 72-летнюю историю она заработала лишь кварталом ранее (во втором квартале 2007 года). Однако в этом году американская болезнь заразила и японский концерн.
Toyota, в погоне за мировым лидером General Motors, наращивала объемы производства на всех своих рынках. Такая глобальная стратегия помогала ей потеснить с пьедестала GM. В этом году Toyota удалось реализовать на 275 тыс. автомобилей больше чем GM. С другой стороны, японцы пошли на риск. Последние несколько лет они делали основную ставку на продаже в США легковых автомобилей и пикапов, построили здесь пять новых заводов для производства весьма прибыльных моделей, в том числе пикапов Tundra, который дебютировал в 2007 году.
Однако когда в этом году стоимость бензина перешагнула психологическую отметку в $4, американцы потеряли интерес даже к популярным японским машинам. Продажи Toyota в США стали снижаться, просел и бизнес аренды автомобилей.
За июль продажи Toyota в СШA упали на 7,6%, но больше всего снизились продажи грузовиков и внедорожников - на 15,1%. Nissan, который несколько лет назад тоже вывел на американский рынок свои грузовые автомобили, столкнулся с подобной проблемой. Honda, в отличие от Toyota и Nissan, так и не отважилась продавать на американском рынке большие автомобили, а сосредоточилась на реализации исключительно небольших и экономичных моделей. В итоге Honda отсрочила снижение прибыли - в первом финансовом квартале (апрель-июнь) компании удалось ее увеличить на 8,1%. А Toyota приходится теперь расплачиваться плохими финансовыми результатами за предыдущие высокие прибыли, которые сумела получить от продажи грузовиков.
В сравнению с GM и Ford
Американские автогиганты GM, Ford и Chrysler страдать от падения продаж грузовых моделей стали намного раньше Toyota, и последствия для них грозят более серьезные. Двум из них уже предрекают возможность банкротства - GM и Ford. Продажи GM упали в этом году на 23%, Ford - на 18%, Chrysler - на 26%. GM сообщила на прошлой неделе о потере $15,5 млрд во втором квартале года, Ford - о $8,7 млрд.
По сравнению с ними Toyota вообще в шоколаде. Ведь компания пока еще остается прибыльным автомобильным производителем. Вчера стоимость торгующихся в США акций Toyota упала на 55 центов, до $ 85,90. Но рыночная капитализация компании в $135,3 млрд. более чем в 24 раза больше капитализации GM.
Toyota снижает производство
Однако снижение прибыли подтолкнуло Toyota на ответные шаги. Концерн решился на резкое сокращение производства в США пикапов Tundra и больших внедорожников Sequoia. С другой стороны, идет на увеличение производства в США самых популярных автомобилей, в том числе планирует начать здесь производство гибридных Prius.
Западные эксперты считают, что у Toyota имеется также возможность компенсировать проблемы на зрелых рынках в США и Западной Европе экспансией на развивающиеся рынки, в том числе на новые для себя рынки Бразилии и Индии.
Кроме того, эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе как только американская экономика придет в норму, дела Toyota на грузовом рынке могут поправиться. Конечно, уровня 2005 года, когда японцы в месяц продавали 1,1 млн машин, уже достичь вряд ли удастся. Но большую часть рынка Toyota все-таки в состоянии будет вернуть. Это может иметь решающее значение для Toyota, которая, по-прежнему, считает США самым важным на сегодняшний день рынком.
|