Газета «Наш Мир»
Багдад официально известил о своем решении пригласить 35 транснациональных компаний к участию в тендере на освоение шести нефтяных и двух газовых месторождений. Успешное привлечение иностранных инвесторов позволило бы повысить добычу нефти в Ираке на 80% (до 4,5 млн. баррелей в день) уже к 2013 году. Что, в свою очередь, не только способствовало бы снижению «зарвавшихся» цен на нефть в мировом масштабе, но и существенно оздоровило бы обескровленную войной национальную экономику Ирака.
Тем не менее аплодисменты не последовали. Более того, группа американских сенаторов обратилась к госсекретарю США Кондолизе Райс с призывом вступить в переговоры с иракским правительством и как минимум отсрочить проведение тендера. Хотя бы до момента вступления в силу закона, регулирующего иракскую нефтяную отрасль. Прийти к взаимоприемлемому компромиссу по поводу того, как доходы от нефтяного бизнеса должны распределяться между враждующими этническими и религиозными группировками, не удалось, и он был заблокирован еще в 2006 году. Впрочем, не менее острым возбудителем конфронтации как на национальном, так и на международном уровне служит и вопрос об истинных причинах вторжения американских войск в Ирак, и о роли стремления получить контроль над нефтяными месторождениями.
Нефтяные запасы Ирака оцениваются в 115 млрд. баррелей и занимают второе (после Саудовской Аравии) место в мире. На данный момент национальные объемы добычи нефти остаются на уровне 2,5 млн. баррелей в день, что существенно ниже предыдущих показателей. В частности, именно на тех месторождениях, которые сейчас выставляются на тендер, Ирак добывал 4 млн. баррелей в день в 1979 году и 3,5 млн. — в 1990-м. Об этом напомнил Иссам Чалаби, который занимал пост нефтяного министра Ирака с 1987-го по 1990 год, а ныне живет в Иордании. И он, тем не менее, не позиционирует себя как противника проведения тендера.
В то же время нынешний министр нефтяной промышленности Ирака Хусейн аль-Шахристани считает проведение этого тендера очень важным для развития Ирака. А также утверждает, что весь процесс будет исключительно открытым и прозрачным. На сегодняшний день, по его словам, уже 120 компаний изъявили желание принять участие в тендере. В сентябре на конференции в Лондоне предполагается дать официальный старт процессу, который продлится до марта следующего года. Объявление результатов анонсировано на июнь 2009 года.
Нынешний министр подчеркивает, что ключевым критерием при определении победителя будет размещение полностью укомплектованного офиса в Багдаде. По соображениям безопасности сейчас на это условие готовы согласиться далеко не все из заинтересованных компаний. Однако к моменту окончания срока проведения тендера ситуация, по заверениям министра, должна измениться кардинальным образом. Тогда как более чем благоприятная для ведения подобного бизнеса цена на нефть может измениться еще быстрее.
По данным западной прессы, шесть транснациональных компаний — British Petroleum, BHP Billiton, Chevron, Exxon/Mobil, Shell и Total — уже ведут с профильным иракским министерством переговоры. То ли о предоставлении лицензии, то ли о заключении контрактов. Хотя представители иракского министерства настаивают, что речь идет исключительно о краткосрочных контрактах.
|