Газета «Наш
Мир»
Странный вопрос скажете вы. Человек вправе сам решать: пить или не пить. Однако если посетить свадьбу или день рождения, корпоративную
вечеринку или праздничный банкет, то легко можно убедиться в том, что
свободы в данном вопросе просто не существует. Оказывается, что пусть
не всегда, пусть не по всякому поводу, но пьют спиртное практически
все. Пусть помаленьку, но пьют. Пьют мужчины и женщины, бизнесмены и
безработные, интеллигенты и "работяги". Пьют РУССКИЕ. Про наш регион – Горный Алтай говорят, что это место, где
встречаются три религии, три культуры. И действительно у нас проживают
русские (православные), алтайцы (большинство – православные, но есть
среди них буддисты и язычники) и казахи (мусульмане). В 2006 году
праздновалось 250-летие вхождения Горного Алтая в состав России, так
вот одно из праздничных мероприятий начиналось тем, что гостей
встречали и угощали девушки в национальных костюмах. Девушка в
алтайской одежде с милой улыбкой предлагала молоко, одетая по-казахски
– кумыс. Румяная русская красавица в сарафане и кокошнике, с косой до
пояса потчевала водкой. А мне стало до боли обидно! Ну почему!? Почему
так живуч этот миф, что на Руси всегда пили!? И почему так упорно
утверждается, что народ, построивший величайшее государство, создавший
богатейшую культуру, победивший сильнейших и свирепейших врагов – это
ПЬЯНЫЙ народ?! Когда я стал задавать этот вопрос разным людям, то многие из них
просто искренне недоумевали: Как так, – говорили – ведь еще князь
Владимир, выбирая веру, сказал, что "веселие Руси есть питие", и именно
то, что Церковь не запрещает вино, и сыграло значительную роль в том,
что мы теперь православные... Действительно, Церковь вино не запрещает. И сегодня не редкость,
когда русские девушки выходят замуж за мусульман, только потому, что в
Коране порицается употребление спиртного... Но ведь Церковь не поощряет пьянство. Более того: "пьяницы...
Царства Божия не наследуют." (1 Кор.6; 10). Так пить или не пить
православным?! Сторонники "пития" обычно свою концепцию, как щитом, закрывают 51
Правилом от Святых Апостолов: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или
диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина,
не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся
добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и
таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да
будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Такожде и
мирянин". При этом получается какое-то однобокое прочтение. Делается вывод,
что епископ, или пресвитер, или диакон, также и мирянин не пьют вино –
то подлежат анафеме. Простите, а как же епископы, которые не
употребляют мяса и тем более удалились от брака??? Ведь у нас весь
епископат – монашествующие. Давайте будем последовательны: если ради
подвига воздержания можно не есть мяса и не создавать семью, то и
воздержание от алкогольных напитков давайте не будем огульно называть
гнушением. Замечательный пример дает нам Апостол Павел: "Пища не
приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим
ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не
послужила соблазном для немощных" (1 Кор. 8; 8 – 9). В наше время пищей
мало кто соблазняется, а вот питием... И еще. Брак был благословлен Богом в раю, до грехопадения. Мясная
пища благословляется после Великого Потопа... А вот вина, согласно
Библии, Господь не создавал. Он подарил человеку виноградную лозу. А
первый опыт общения с вином принес горе человеку – вспомните
опьяневшего Ноя в шатре и последовавшее за этим разделение в семье
(Быт. 9). И вообще – позвольте разгневаться!!! До каких пор мы будем считать
все спиртные "напитки" (прости меня Господи, да и напитки ли они!) тем
вином, о котором говорится в Священном Писании и Правилах
Апостольских?! На языке Библии вино – не водка и не коньяк. В античном
мире, как известно, водки вообще не было, а про неразбавленное вино
достаточно красноречиво говорит одна из эпитафий: "Он жил как раб – пил
неразбавленное вино". В вине ценился вкус, букет, цвет, сладость,
терпкость, но не крепость. Если где в Священном Писании и говорится об
опьяняющих свойствах вина, то всегда в негативном смысле. Крепость и в
Библейской и в античной традиции рассматривалась скорее, как помеха.
Крепким считалось вино, имеющее не более 10% алкоголя. И пили его,
добавляя в него до 2/3 теплую воду. Т.е. в напитке оставалось не более
3 – 4% спирта. Сегодня – крепость главная ценность спиртных "напитков".
Пиво пьют литрами, "вино" – бокалами, водку – стопками. Если задаться
вопросом – почему-то ответ найти не трудно. В литре слабого пива, в
стакане креплёного вина этилового спирта содержится примерно столько
же, как в рюмке водки! Человек пьет спиртное ради спирта, но не ради
"букета" или пивных дрожжей. А этиловый спирт, – "наркотик, подрывающий
здоровье населения", это выписка из решения Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) 1975 г. Так неужели 51 Апостольское правило
обязывает христиан пить отраву? Наверное, нет. Наверное, то вино, что
делает виноградарь, и то пойло что заполняют прилавки магазинов –
разные вещи. Почти диаметрально противоположные. Как, например,
православный священник и буддийский лама или шаман – для безбожников
там и там служитель культа, так и человеку алкоголизированному и водка
– "вино", и медицинский спирт – "вино", и смесь воды, спирта, красителя
и ароматизатора – "вино", и "Антилед" – "вино"! И все ему 51 правило не
только разрешает, но и даже предписывает пить!.. А вот православный христианин вполне даже имеет право гнушаться
таким вином. Во-первых, потому что ни водки, ни пива, ни коньяка, ни
"трояра", ни "Антиледа" Творец Вселенной не создавал, и если в природе
существуют спирты, то явно не в пищу и питие. А во-вторых, давно пора
признать, что все мы – русские люди сегодня смертельно больны
алкоголизмом. Если я, например, могу пить или не пить совершенно
одинаково, то для четверых из пяти моих соседей одна-единственная рюмка
является тем омутом, попав в который им не выбраться. И сегодня мы все
вместе просто обязаны совершать подвиг воздержания, к чему, кстати, и
призывает 51 Апостольское Правило. А что касается знаменитого афоризма св. кн. Владимира, – то ведь это
он говорил еще будучи не христианином. Он еще искал веру и рассуждал,
как язычник, который не знает иных радостей, кроме земных сладостей...
А вот когда он, прозревши духовно и телесно, вышел из Св. Купели, то и
радость ТРЕЗВЕНИЯ открылась ему. Потому и на пирах Св. Князь угощал не
столько питием опьяняющим, сколько питием отрезвляющим – чтением
Священного Писания и душеспасительной литературы... ...Когда в церковной среде поднимается вопрос о трезвости, то
сторонники культурного пития обычно отбиваются таким аргументом, мол
Сам Господь Иисус Христос первое чудо совершил на браке в Кане
Галилейской, претворив воду в вино, и устанавливая Таинство Евхаристии
опять-таки вместе с хлебом избрал вино... Что касается Первого чуда – то здесь мне возразить особо нечего,
кроме того, что как-то встретилось такое утверждение, что "доброе вино"
на языке Библии это свежий виноградный сок... Я принимаю это
утверждение на веру, и ничего доказывать или опровергать не стану.
Просто как-то трудно поверить в то, чтобы Христос, пришедший
восстановить в человеке Образ Божий начал Свое служение с того, что
содействовал бы окончательной потере образа человеческого в пирующих... А вот что касается Евхаристии. Здесь просто необходимо проговорить два момента. Первое. Довольно часто можно слышать, что в Церкви причащают вином.
Более грязную хулу трудно придумать... Вином "причащают" в кабаке, а в
Церкви мы Причащаемся Плоти и Крови Христовых... Второе. Как известно, у нас в Сибири виноделие не практикуется.
Брагу – варят, самогон – гонят, к сожалению! А вино, настоящее,
красное, виноградное – никто не делает. В 2000 году я пробовал получить
вино из купленного винограда, но служить на нем не дерзнул. А то, что у
нас продается под названием "Кагор" – в 98% случаев подделка.
Синтетический компот на техническом спирте. И некоторые батюшки, за
неимением лучшего вынуждены брать это на проскомидию. Я знаю, что
Поместный Собор 1917-18 годов рассматривал возможность служения по
необходимости на заменителях, в частности на вишневой настойке, знаю,
что многие подвижники в сталинских лагерях литургисали на клюквенном
соке. А как быть нам, деревенским священникам, если марочный кагор не
по карману, а то, что доступно – и рядом с виноградом не стояло? Не
является ли кощунством принесение в Алтарь "вина" только по надписи на
этикетке? Наверное, настало время обсудить и решить этот вопрос самым
серьезнейшим образом. Тем более, что за полтора десятка лет служения
священником мне встретилось немало собратий по службе, имеющих
алкогольную зависимость. А традиция "запивать" после потребления Даров,
увы, не поспособствовала освобождению от оной. А вот если бы вино,
приносимое в Алтарь, имело не более 7-9% спирта, или вообще его не
имело, то эта проблема растаяла бы как дым... И последнее. Сколько я себя помню – особо положительного отношения к
спиртному у меня никогда не было. Однако были в моей жизни и периоды
сознательной трезвости, но чаще я, как и многие, не выдерживал давления
порочной традиции. Слава Богу, алкоголиком, в физиологическом значении
данного слова я не стал, но вот как праздновать без вина, как принимать
гостей, как, в конце концов, просто расслабляться – вот тут я стоял на
твердых позициях культуропитейства. Пока мне не попалась книга
выдающегося борца за трезвость, талантливейшего врача,
замечательнейшего человека Ф.Г.Углова "Самоубийцы". Вот выписка из этой
книги: "Нет такого заболевания, течение, которого не ухудшилось бы от
употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не
страдал от приёма спиртных напитков. Однако больше всех и тяжелее всех
страдает мозг. Если концентрацию алкоголя в крови принять за единицу, то в печени
она будет 1,45, в спинно-мозговой жидкости – 1,50, и в головном мозге –
1,75. При вскрытии наибольшие изменения имеют место в мозгу. Твердая
мозговая оболочка напряжена, мягкие оболочки отёчны, полнокровны.
Головной мозг резко отёчен, сосуды расширены, множество мелких кист
диаметром 1-2 мм. Эти мелкие кисты образовались в местах кровоизлияний
и некроза (омертвления) участков вещества мозга. Но не в этом самое большое зло алкоголя. У лиц, употребляющих
спиртные напитки, выявляется раннее склеивание эритроцитов, красных
кровяных шариков. Чем выше концентрация спирта, тем более выражен
процесс склеивания. В мозгу, где склеивание сильнее, так как
концентрация спирта выше, оно приводит к тяжёлым последствиям: в
мельчайших капиллярах, которые проводят кровь к отдельным мозговым
клеткам, диаметр их приближается к диаметру эритроцита. И если
произойдёт их склеивание, они закроют просвет капилляра. Снабжение
мозговой клетки кислородом прекратится. Такое кислородное голодание,
если оно продолжается 5-10 минут, приводит к омертвлению, то есть к
необратимой утрате мозговой клетки. И чем выше концентрация спирта в
крови, тем сильнее процесс склеивания и тем больше мозговых клеток
гибнет. Вскрытия "умеренно" пьющих показали, что в их мозгу обнаруживаются целые "кладбища" из погибших корковых клеток. Изменения структуры головного мозга возникают уже после нескольких
лет употребления спиртного. У всех обследуемых установлено уменьшение
объема мозга, или, как говорят, "сморщенный мозг". Причём, изменения
выражены больше всего в тех отделах коры головного мозга, где
происходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти и
т.п." Вот это меня поразило больше всего. Я не позволял себе напиваться.
Никогда не "опохмелялся", но даже самое скромное "возлияние" довольно
ощутимо стало отражаться на способностях памяти. Комментарии, как
говорится, стали излишними... Хорошо, – сказал я себе. Я пить не буду и это мне нетрудно. На
приходе также не сложно провозгласить "сухой закон". А не потеряем ли
мы чего-то? Между тем приближался Престольный праздник 2006 года. Наш Престольный всегда в понедельник – День Святаго Духа. И всегда
это был рабочий день. А в 2006 году наш Праздник совпал с Днем
Независимости России, и мы ждали небывалое стечение народа. После
Литургии и Крестного хода всем, прямо в церковной ограде было
предложено небольшое угощение для подкрепления телесных сил
богомольцев, затем состоялся концерт Воскресной школы, различных
творческих коллективов и личностей. А затем священники, участвовавшие в
службе, пошли в гости к настоятелю. И вот здесь мы провели эксперимент.
Спиртного покупать не стали, а на стол поставили виноградный сок,
разлитый в фужеры. Когда все помолились и расселись за столом – я
сказал тост. Поздравил всех с праздником, поблагодарил за предпринятый
труд, и предложил выпить того вина, что в древности ценилось гораздо
выше, чем вина в современном понимании. Некоторые батюшки не сразу
поняли, о чем идет речь, но в итоге – никто не обиделся. За столом мы
посидели нисколько не только не хуже, чем со спиртным, а много лучше.
Не было чувств тяжести в желудке, тупости в голове, а ощущение
праздника осталось до позднего вечера. Следует добавить, что Престольные праздники 2007 и 2008 годов,
несмотря на отсутствие спиртного, собрали еще больше народа и прошли с
еще бОльшей радостью. Как и многие другие события нашей приходской
жизни... Например, в этом году после Престольного мы всем приходом, с детьми,
выехали на берег реки. Сварили уху, пожарили шашлык, поиграли в футбол
и волейбол, попели песни, да просто повеселились. И без капли
спиртного. И даже никто не вспомнил, что чего-то не хватает, а
отдохнули великолепно... ...Не вино, и не спирт виноваты в том, что наш величайший,
талантливейший, трудолюбивейший и могущественнейший народ тонет в
пьяном омуте, теряя, может быть и безвозвратно те дарования, которые в
прошлом возвеличили его. Виноват сам народ, а это значит – я, мой брат,
мой сосед, виноваты в том, что разучились без дурмана радоваться,
переносить скорби и просто общаться. И сегодня спиртное нам всем
смертельно противопоказано. Если мой организм еще может расщеплять
Це-два-Аш-пять-О-Аш, то где гарантия, что организм моего сынишки или
внука будет справляться с этой задачей? Обидно и больно, когда люди православные, иногда – священники
начинают убедительно вещать, что пить можно и нужно, только в меру,
умеючи, культурно... На самом деле культура и пьянство понятия не совместимые, и нам,
людям церковным, нужно хранить трезвомыслие. И не пьянство
реабилитировать, а содействовать реальному отрезвлению смертельно
больного народа.
|