Газета «Наш
Мир» ПОД ЗНАМЕНАМИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ в ночь с 7 на 8 августа 2008 года вступили в войну за Южную Осетию два православных народа - грузинский и осетинский. В возникшей ситуации не мог остаться в стороне и "старший православный брат" - Россия.
Война вообще-то – привычное состояние для Российского государства, в истории которого с трудом можно вспомнить хотя бы 10 лет подряд, в продолжение которых русские бы не воевали. Но эта война всё-таки особенная. На ней оружие применяется не просто против врага, не просто против каких-то неадекватных личностей неопределённого направления, а против бывших союзников, против православных братьев по вере.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в первые же дни конфликта вокруг Южной Осетии призвали стороны прекратить огонь и вернуться к мирным переговорам. Однако акценты в их заявлениях были расставлены по-разному. "Мы ни с кем не воюем – мы пытаемся защитить нашу исконную землю. Мы считали и считаем осетин нашими братьями и призываем их остаться братьями. Эта борьба опасна", – заявил Илия II в первый день крупномасштабного конфликта, 8 августа. Во время воскресной проповеди он призвал грузин "ничего не бояться" и оптимистически заявил: "Время пройдет, все уляжется, а народы вновь будут дружить, как и прежде".
В то же время Алексий II призвал тех, "кто сегодня ослеплен враждой", остановить кровопролитие и "не позволить многократно расширить сегодняшний конфликт". "Сейчас на земле Южной Осетии льется кровь, и гибнут люди, о чем глубоко скорбит мое сердце. Среди тех, кто поднимает руку друг на друга, – православные христиане. Более того, столкнулись друг с другом православные народы, призванные Господом жить в братстве и любви", – заявил Московский Патриарх.
Прекратить огонь призвал стороны также Папа Римский Бенедикт XVI. Однако даже после столь мощных призывов остановить насилие боевые столкновения между грузинскими и российско-югоосетинскими силами продолжились.
Нынешний конфликт имеет и церковное измерение. Осетины не желают подчиняться Грузинскому Патриарху, однако официально РПЦ всегда признавала Южную Осетию и Абхазию канонической территорией Грузинской православной церкви. Сегодня церковные иерархи делают миролюбивые заявления, но конфликт не утихает. Как бы не пришлось им скоро благословлять оружие своих "христолюбивых воинств", доказывая в ратном споре, на чьей стороне Бог! Но что может оправдать войну между православными?
Православие сильно в России, а те, кто хочет разрушить Россию, стараются разрушить Веру. Для этого и нужна была эта война, спровоцированная заокеанскими спецслужбами, чтобы посеять раздор между православными. Эта война принесла горе тем, кто подвергся непосредственно ее ужасам, это удар по всем людям, которые способны сострадать несчастью других.
Как точно и глубоко писал об этом Николай Сербский: «Разве можно радоваться миру, когда вы слышите о войне в какой бы то ни было части света? Разве приятны вам пища и питие, веселие и кинематограф, смех и шутки, когда вы мысленно достигаете военных полей и видите померзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и ваш народ, и мы с вами? Каждый вечер вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни, – это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей. Все они такие же, как вы люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над вами. И так же, как и на вас, взирает на них око Божие».
Ведь даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2. 16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. "Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем", – говорит Священное Писание (Сир. 8. 8).
Прекрасно описана подобная ситуация в художественной литературе: вспомним "Смерть Иоанна Грозного" Алексея Толстого, где персонажи отказываются выполнять приказы самого царя Ивана Грозного, потому что они безнравственны и неприемлемы для государства.
В день траура, в день скорби мы должны почтить память погибших, молиться о выживших, помогать тем, кто нуждается в помощи и искать пути сохранения мира.
|