Газета «Наш Мир»
Великобритания включилась в борьбу за арктический шельф. Правда, бороться она собралась руками Канады, главой которой является английская королева. Что касается Антарктиды, где активна и сама Британия, и Австралия, которой тоже формально руководит Елизавета II. Похоже, британцы хотят прибрать к рукам все полярные богатства, провоцируя огромный международный скандал.
Как можно что-то делить без Великобритании? Лондон полон решимости ввязаться в любой спор по территориям, если чувствует себя обделённым. Арктика — как раз тот случай, когда локоть очень близок, но укусить невозможно. Политики не справляются, конкуренты сильны, уступать не хочется. Любые лобовые удары не могут достичь цели. Значит надо использовать тонкую британскую манеру навязывать своё мнение, уверять в целесообразности, а потом просто брать не на прямую, а опосредовано, через своих союзников.
Но ход должен быть изящным и для соседей предельно «объективным». Ученые – это лучший способ достичь цели. В дело включились картографы. Деление «арктического пирога» — противостояние за право на территории на Севере земного шара — уже получило название «арктической гонки».
И вот специалисты Даремского университета в Великобритании получили указания уверять всех, что составили первую подробную карту районов Арктики, вокруг которых в будущем могут возникнуть разногласия. Пока остальные страны пытаются отхватить от Ледовитого океана кусок побольше, британские ученые решили «самостоятельно» внести ясность в конфликт.
Согласно новой карте в британском варианте, на Арктику могут претендовать США и Канада. В своей работе они основывались на изучении исторических и современных аргументов стран, которые спорят о том, как в Арктике должны проходить государственные границы.
На карте приведены границы 200-мильных исключительных экономических зон арктических государств, нанесены границы их 350-мильных зон, до которых могут простираться права того или иного государства на дно – в случае если это дно расположено в пределах так называемой границы материковой окраины (шельфа), определяемой геологическими изысканиями (бурением и сейсмическими исследованиями).
Если геологические данные, определяющие границу материкового шельфа, имеются, то можно пойти еще дальше от берега – до линии, расположенной в 100 милях от линии равных глубин, проходящей в 2,5 км под уровнем моря. «Главная цель карты — предоставить информацию для дискуссий, потому что, откровенно говоря, слишком много ерунды звучит по поводу того, кто, на что может претендовать», — сказал Мартин Прэтт, директор исследовательского подразделения университета по вопросам границ.
В арктическом шельфе, как предполагают ученые, залегает порядка 100 млрд. тонн нефти и газа, не говоря уже о минеральных ископаемых. Таяние снегов может облегчить навигацию на Севере и открыть новые транспортные пути. За контроль над Арктикой активно борются пять государств, имеющих прямой выход к Северному Ледовитому океану, — Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Всего о желании вести разработки арктического шельфа заявили более 20 государств.
Во времена холодной войны Арктика представляла для великих держав стратегический интерес. Маршрут через Северный полюс был самым коротким путем от США до Советского Союза — то есть идеальным для стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет. Позднее Арктика стала интересна для подводных лодок, которые под покровом льда могли приблизиться к берегу противника. Однако природа мешала массовому размещению здесь военных баз.
В августе 2007 года Россия установила флаг подо льдом Северного полюса, чтобы символически подтвердить свои претензии. Министр иностранных дел Канады Питер Маккей назвал эту акцию возвратом в XV век и намекнул, что Арктика является «канадской собственностью», власти Дании также заявили о собственных притязаниях, а Вашингтон отметил, что установка флага «не имеет правового значения».
Проблема в том, что геологических данных пока ни у кого нет. Россия объявляла, что, на основании результатов нескольких океанографических экспедиций, проведенных в последние годы, намерена такие данные предъявить Комиссии ООН по континентальному шельфу. Именно этого и требовали от Москвы в Объединенных Нациях, принимая в 2001 году российскую заявку на окончательное закрепление морских границ РФ. Россия, напомним, претендует на признание своего суверенитета над значительной долей российского сектора Арктики общей площадью 1,2 млн. кв. км.
В Москве указывают на то, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются структурным продолжением Сибирской континентальной платформы, а не самостоятельным геологическим образованием.
Спор обострился после того, как в конце июля прошлого года российская научно-исследовательская экспедиция отправилась из Мурманска к Северному полюсу для изучения шельфа Северного Ледовитого океана. Страны претендующие на Арктику, – это Канада, Дания, Россия, США, Норвегия и Исландия – спешат заявить о своих территориальных требованиях как можно скорее.
Как только в 2007 году Россия показала, что от своих территориальных требований отступаться не собирается, Дания потребовала четко определить, кто и на что может претендовать в Арктике. США, в свою очередь, поспешно стали снаряжать собственную полярную экспедицию, а Канада объявила о планах создать на берегах Ледовитого океана, где-то в море Бофорта, военную базу.
Вот на этом этапе в дело вмешалась Великобритания. Заявление о том, что Ледовитый океан принадлежит только России и Канаде вовсе не безобидный научный пассаж. С одной стороны из седла выбиваются Дания, США, Норвегия и Исландия, а с другой появляется возможность через Канаду (номинальным главой которой является английская королева) прибрать к рукам неплохой кусок территории. Британское содружество еще существует. «Правь Британия!».
На последующих этапах споров можно уже России поделиться своей территорией с «обиженными». Простая комбинация, но очень ловкая. Лондон всегда хотел владеть спорными территориями. Сейчас английские власти планируют заполучить права на обширную область морского дна в районе Антарктиды. В заявке, поданной на рассмотрение ООН, обозначена территория площадью более 1 млн кв. километров. Однако такие претензии могут создать Британии определенные проблемы.
Дело в том, что в 1959 году она в числе других государств подписала Антарктическое соглашение, имевшее целью предотвратить дальнейшие территориальные споры. В документе указано, что передела земель на Южном полюсе больше быть не должно, соответственно, подача заявок не имеет смысла. Тем не менее, представители Министерства иностранных дел Соединенного Королевства заявляют, что антарктические исследования британской экспедиции преследуют совершенно определенную цель — собрать и обработать для представления в ООН данные о потенциале нефтедобычи, выработки природного газа и минералов на расстоянии 650километров от берега Антарктиды.
Технических средств для пользования этими ресурсами пока не существует, но предусмотрительная Британия, видимо, решила позаботиться о природных богатствах заранее. Это может вызвать крайне негативную реакцию со стороны государств Южной Америки, также имеющих притязания на Антарктику и считающих свои права на нее приоритетными.
Британское внешнеполитическое ведомство подтвердило, что притязания на антарктические природные ресурсы действительно носят официальный характер. «Мы планируем направить на рассмотрение Организации Объединенных Наций пять заявок, связанных с установлением прав на пользование территориями в разных уголках земного шара, в том числе и в районе Южного полюса», — заявил прессе представитель МИД туманного Альбиона.
Если вспомнить о том, Австралия, номинальной главой которой является английская королева, претендует на половину Антарктиды, а другую часть вознамерилась взять Великобритания, то получается, что проводится «ледовая экспансия Содружества. Которое поставило задачу обеспечить себя территорией, энергоресурсами, минералам, а заодно столкнуть лбами своих конкурентов.
|