$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» Кто из нас не помнит по годам школьной учебы строчки из поэмы Александра Сергеевича Пушкина “Руслан и Людмила”? Между тем Пушкинское Лукоморье, олицетворяющее сказочную Русь, реально существовало. Оно обнаружено на старинных сибирских картах на правобережье Оби. Томский ученый Николай Сергеевич Новгородов на основе своих многолетних исследований, прежде всего на Таймыре, предлагает свой вариант гиперборейской концепции происхождения человечества, согласно которому важную роль в древнейшей истории народов Евразии играло Сибирское Лукоморье – известное русским летописцам Югорское побережье Карского моря. Свои результаты исследований Н. С. Новгородов изложил в книге “Сибирское Лукоморье”, вышедшей в 2007 году в издательстве “Вече”. Лукоморье, подчеркнем, – это не литературный вымысел, а реально существовавший край, о котором в европейской Руси знали издревле. Интересно определение, которое было дано Лукоморью в популярном издании XIX века “Живописная Россия”: “Это страна, через которую новгородцы проложили себе путь в Сибирь”, и далее следовало географическое уточнение: “Итак, Урал – суть горы, зайдуче луку моря – горы, упершиеся в тот изгиб морского берега, который образуется... Обской губой и устьями Печоры”.Не секрет, что в российской академической науке до сих пор немало приверженцев “норманнской теории”, согласно которой до призвания в новгородскую власть варяжского князя Рюрика наши пращуры “жили в лесе, якожи всякий зверь”, словно у Руси не было предшествующей многотысячелетней истории. Новгородов делает предположение, что “Россия потому не находит исторических корней, что ищет их не там, где потеряла, а там, “где светло”. Как отмечает автор, “мы упорно не замечаем Сибири, а между тем именно сибирская история русского народа способна заполнить вышеупомянутый разрыв между глубиной народной памяти и неглубиной писаной истории, поскольку следы пребывания русских в Сибири в доермаковы времена есть. И не в виде грабительских набегов новгородцев, владимирцев или Семена Курбского, а в виде рубленых городов-крепостей, многочисленных русских топонимов, русских былин и сказаний с разворотом событий в Сибирской Украине”. Между тем в Европе со времен античной Греции культивируется представление о Сибири как о варварских задворках Ойкумены. Хотя у некоторых древних авторов, например, у “отца истории” Геродота, можно встретить признание иной, активной роли Сибири в историческом процессе. Ведь именно из сибирских просторов на Европу накатывали волны “азиатских народов”: аримаспы теснили массагетов (их также называли исседонами), те - скифов, скифы - киммерийцев. Позднее тем же миграционным путем в Европу двинулись сарматы, гунны, авары, печенеги, турки, половцы, татаро-монголы. Притом это были отнюдь не дикие и косматые варвары, как нас пытаются уверить иные кинематографисты. В книге “Сибирское Лукоморье” приводится немало малоизвестных для широкой читательской аудитории свидетельств средневековых исследователей относительно древней истории Сибири и ее тогдашних городов. Западноевропейские картографы знали, например, о существовании в верховьях Оби близ Золотого озера города Камбалыка. Так его назвали монголы, захватившие город в 1215 году, а раньше он назывался Джун ду - срединная столица Срединного государства. Марко Поло, 17 лет проживший в Камбалыке, указывает, что периметр города составлял 24 мили (для сравнения: тогдашний Константинополь имел периметр 18 миль). В городе было 12 ворот, на каждых охрана насчитывала одну тысячу стражников. Ежедневно в город въезжали телеги с шелком числом тысяча и более. Рашид-ад-дин добавляет к этому, что в 1300 году в городе хранились “диванные” (министерские) книги за пять тысяч лет! Немало достоверных свидетельств особой роли Сибири в развитии мировой цивилизации в эпоху, когда в Северной Азии был значительно более благоприятный климат, чем сегодня, можно найти в работах XIX века. Содержащиеся в них данные позволяют выдвинуть гипотезу, что Таймыр является арктической прародиной человечества. В связи с этим следует назвать книгу ректора Бостонского университета Уоррена “Потерянный рай, или Родина человечества на Северном полюсе” (увидела свет в конце XIX века, а в переводе на русский язык опубликована в 2003 году издательством “Фаир-Пресс” под названием “Найденный рай на Северном полюсе”). В своей работе американский ученый использовал какие-то малоизвестные, видимо, эзотерические источники.Еще более впечатляют исследования индийского санскритолога и политического деятеля Бала Гангадхара Тилака, опубликовавшего в 1903 году свою монографию “Арктическая родина в Ведах” (переиздана “Фаир-Прессом” в переводе с английского в 2001 году). Анализ сведений о родине древних ариев (астрономических, климатических и др.), содержащихся в Ведах и Авесте, позволил ему сделать вывод о том, что описанные в них реалии соответствуют заполярным берегам Северного Ледовитого океана, а никак не Индии или Ирану. Очень познавателен раздел книги “Сибирское Лукоморье”, рассказывающий сведения о Сибирской Руси, которые содержатся в китайских источниках. Русские, отмечает Новгородов, были известны древним китайцам с дохристовых времен под названием “усуни”. Они издревле проживали рядом с Китаем, но довольно рано переселились из Сибири на запад - за Урал и с тех пор стали упоминаться китайцами под именем олосы (“орусы”).Исследование о племени усунь содержится в труде китайского историка Хэ Цютао “Шофанбэйчэн” (опубликован в 1881 году). В нем поддерживается точка зрения, высказывавшаяся в китайских источниках еще в Средние века: усуни являются предками русских. В ханьское время (II в. до н.э. - II в. н.э.) царство Усунь первоначально находилось между Цилянь и Дунхуаном. Сами себя усуни называли лао-цян, т.е. старые цяны. В свою очередь персидские и арабские ученые X - XII веков отмечали, что им известны три Древние Руси: Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас-Славия, Салау) и Артания (Арсания, Арта, Арса). Западноевропейскими и российскими историками Куявия отождествляется с Киевской Русью, Славия - с Новгородской Русью. По вопросу локализации Артании единого мнения не существовало, но никто не пытался искать Артанию в Сибири. В то же время, отмечает Новгородов, в работах персидских и арабских авторов имеются сведения в пользу сибирской локализации этого древнерусского государства. Автор обращает внимание на упоминание черных соболей, которыми торговала Артания. Они к тому времени обитали только в Сибири. Кроме того, Артания торговала оловом, которого в европейской Руси не было. Аргументация в пользу сибирской локализации Артании имеется и на западноевропейских географических картах XVII века, изображавших территорию Западной Сибири: Арта (Арса) помещена на Алтае возле Телецкого озера.Разумеется, для подтверждения концепции автора очень увлекательной книги, отличающейся к тому же научной добросовестностью, необходимо провести археологические исследования. И хочется надеяться, что уже недалек день, когда это станет возможным. А пока остается выразить признательность подлинному подвижнику - автору “Сибирского Лукоморья” за неутомимый поиск разгадок тайн земли Русской. Казахи Западной Сибири Казахи – коренное население Казахстана. Общая численность в мире – более 9 млн. чел. Численность в Российской Федерации – 636 тыс. чел. Вероисповедание – мусульмане. Казахи в равнинных районах Западной Сибири составляют в настоящее время значительную прослойку тюрко-язычного населения. Они насчитывают более 130 тыс. человек, из них 75 тыс. проживают на территории Омской области, остальные живут в южных районах Новосибирской и Тюменской областей, а также в Алтайском крае. Казахи представляют собой довольно сложный по происхождению народ. В числе их ранних предков называют ирано-язычных саков, усуней, племена государственного объединения Кингюй, живших в различных районах Казахстана и Средней Азии ещё до нашей эры. В этногенезе казахов принимали далее участие аланы первых веков нашей эры, выходцы с Алтая - тюргеши, теле и другие племена времён тюркских каганатов (VI-VII века), племена огузов (IX-X века), кимаков и кипчаков (VIII-XI века). Последние играли особо важную роль в формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских языков. В начале XVI века образовалось Казахское ханство, в рамках которого и завершилось формирование казахской народности. В основном сибирская территория стала заселяться казахами со второй половины XVIII века. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири имеют всё же более древнюю историю. В конце XVI века границы казахов в Сибири сомкнулись с границами Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи, оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары и среднеазиатские торговые центры пролегал через казахские степи. Но с начала XVII века границы, экономические и политические связи России с казахскими ханствами были затруднены вторжениями монголов. Эти войны отодвинули казахов с сибирских территорий. В 1716 и 1726 гг. казахи обращались к России с пожеланиями покровительства и защиты. В 1731 г. их прошение было удовлетворено. Однако окончательное присоединение казахов к России затянулось до середины XIX века. Предположительно с конца XVIII века часть казахов стала оседать на постоянное местожительство в южной полосе Тобольской и Томской губерний. Отмечено их присутствие и в Омске. В XVIII веке, в районах кочевья казахов стали селиться русские, направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и крепости. Хозяйственно-культурные контакты с русским населением расширяются. В Омском округе были зафиксированы крещёные казахи, хотя большинство их держалось мусульманской веры – Ислама. Общая численность казахов в 1823 году составила по Омскому округу 1622 человека. Период после 1822 года и почти до конца 1880-х годов характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за казахами. Помимо этого региона, небольшие группы их расселяют в южные районы - Тобольскую и Томскую губернии. В 1889-1917 годах начинается широкое крестьянское движение русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что привело к массовому оседанию казахов на жительство в постоянных аулах. В 1897 году на Западно-Сибирской равнине насчитывалось уже свыше 50 тыс. казахов, из них более 38 тыс. - в Омском округе Акмолинской области, 5,2 тыс. казахов - в Тюкалинском и 334 казаха - в Тарском округе Тобольской губернии. В 1928 году сибирские казахи полностью перешли на оседлый образ жизни. Из всех городов Западной Сибири наибольшее количество казахов проживает в Омске. В 1897 году первой Всероссийской переписью населения в Омске зафиксировано 37,4 тыс. человек, из них 505 казахов. А во всех городах Западной Сибири проживало тогда 606 казахов. После 1917 года казахское население в Омске стало увеличиваться. В 1920 году их было 514 человек. В 1959 - 4832 человека, в 1970 году - 8999, в 1979 году - 16573 и в 1989 году -28400. В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживают в юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5 % населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях сосредоточено около 30 % казахов. Значительная часть казахов проживает в городе Омске. Игорь САТАЕВ |