Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Турцию лихорадит. Ее потрясают манифестации кемалистов
(светских национал-милитаристов) и исламистов. При этом вторых поддерживает
Евросоюз, а первые начинают поговаривать о коварстве Запада и о союзе с РФ,
Китаем и даже Ираном. Армия и высшая судебная власть Турции схлестнулись с
правительством и правящей партией исламистов. И те, и другие обвиняют друг
друга в подготовке государственного переворота и свержении существующего строя.
Что стоит за всем этим?
Назревает опасность настоящей гражданской войны между
усиливающимися исламистами и прежней Турцией - националистической, светской,
кемалистской.
Но почему Запад поддерживает именно исламистов, толкая
Турцию на грань кровавой междоусобицы? Какие цели он преследует? И что делать в
этом положении Русскому миру?
Канва событий такова:
правящая в Турции Партия справедливости и прогресса (исламисты) раскручивают
дело подпольной армейской (светской и националистической) организации
«Эргенекон», обвиняя ее в подготовке военного переворота для устранения
исламистов от власти. В свою очередь, военные и судебные власти, ненавидя
исламизм, пытаются разогнать исламистскую правящую партию, запретив ее главным
фигурам заниматься политикой в течение пяти лет. Поводом для разгона исламистов
служит проведенный им закон о разрешении ношения мусульманских платков-хиджабов
в учебных заведениях, что националисты считают началом исламизации страны.
ДЕТИ АТАТЮРКА
Турецкий социум опасно разделился. С одной стороны, есть
господствующие с 1920 г.
кемалисты - сторонники светского, националистического пути развития. Их
божество - основатель современной Турции Кемаль Ататюрк (Отец турок),
почитающийся так же, как Ленин и Сталин в СССР, хула на него до сих пор
считается уголовным преступлением. Кемалисты - порождение модерна ХХ столетия -
считают, что религия связана с отсталостью. Мусульманскую религию они только
терпят. Они выступают за сугубое отделение ислама от государства, выступают за
модернизацию страны по западному образцу. Именно поэтому кемалисты с самого
начала сделали ставку на армию, а в годы Холодной войны повели страну
антисоветским курсом, введя страну в блок НАТО. Кемалисты отличаются
авторитарностью («железной рукой - гнать народ к счастью!»), они не смущаются
применением военно-силовых рычагов против тех общественных сил, которые считают
угрозой Турецкой республике (ТР). Они не боятся устраивать военные путчи,
бросать политических оппонентов в тюрьмы и применять пытки. Армия устраивала
таковые путчи в 1960, 1971, 1980 и 1997 гг. В первых трех случаях противниками
были левые силы (в 1980-м глава турецкого Генштаба заявил, что ему надоело
слушать коммунистические марши), а с 90-х годов такими врагами стали сторонники
исламских преобразований в ТР. В 1997-м военные скинули тогдашнее правительство
исламистов, которые вновь взяли большинство на парламентских выборах в ноябре 2002 г., а потом повторили
свою победу в 2007 г.
Отметим также, что кемалисты непримиримо жестоки к курдскому сепаратизму, давя
его огнем и мечом, с предельной беспощадностью.
Таким образом, кемалисты - это некий аналог КПСС, диктатуры
генерала Франко и одновременно - подобие пиночетовщины пополам с аргентинским
режимом генерала Гальтиери (1970-е гг.). Кто их в основном поддерживает?
Городская Турция и прибрежные районы Средиземноморья - основные курортные зоны.
До тех пор, пока в мире царил индустриализм и существовала
Краснозвездная империя на 1/6 части суши, Запад относился к кемализму
доброжелательно, закрывая глаза на его авторитаризм и жестокость. Все это
прощалось за жесткий антикоммунизм. Но как только СССР пал, индустриальный
порядок начал стремительно разрушаться, а ислам перешел в наступление, почва
под кемалистами заколебалась. Появились новые тенденции и новые силы, что
принялись с утроенной силой раздирать Турцию изнутри.
ЗАБЛУДИВШИЕСЯ МЕЖДУ
МИРАМИ
Кемалисты десятилетиями мечтали превратить Турцию в часть
Европы. Не вышло. Европа турок-кемалистов за своих считать не хочет.
Капиталистическо-рыночное развитие во второй половине ХХ в. раскололо ТР на
городскую, европеизировано-промышленную часть (где реалии жизни и привычки
людей все больше напоминали Южную Европу) и на глубинную, отстало-традиционную
Турцию. Уже тогда в ТР образовались два разных мира, и не было советских
механизмов выравнивания, устранения острых противоречий между разными укладами.
С падением же СССР началась глобализация и
«постиндустриализация» мира, которая принесла туркам новые проблемы. Бурное
развитие курортов, начавшиеся в 1980-е, еще больше оторвало приморскую часть
страны от ее глубинки, а кричащая роскошь, что принесли отдыхающие, раскалила
социальные противоречия. Одновременно усилилась вестернизация крупных городов.
Ясное дело: бедная аграрная глубинка Турции, не питая добрых чувств ни к
вестернизированной части общества, ни к Западу, начала искать справедливости и
решения социальных проблем в религии.
А затем пошел процесс переноса производств из Европы в
Турцию. И это самым парадоксальным образом усилило мусульманских активистов!
Ибо где стали ставить вынесенные из ЕС заводы и фабрики? Конечно же, не в
курортных зонах и не в Стамбуле, а в той самой центральной Турции, на
Анатолийском плато. То есть, пошел процесс «импортной» индустриализации как раз
таки не в самой встернизированно-кемалистской, а в исламской части страны. И
тамошние элита да средний класс получили неожиданную «подпитку». В то же время,
довольно тяжелые условия работы на производстве, куда пришли вчерашние
крестьяне, также послужило распространению радикального ислама. Сегодня в
Турции существует сильнейшая партия исламистов - Партия справедливости и
развития (ПСР, турецкая аббревиатура на латинице - АКР).
НОВЫЙ ЛИК ИСЛАМИЗМА
Оплотом новых сил стал город Кайзери в центральной Анатолии.
Оттуда родом, например, нынешний президент Турции Абдулла Гюль - исламист и
один из столпов ПСР-АКР. Этот город консервативен: здесь мужчинам не
рекомендуется ходить в шортах-«бермудах», а дамам - в мини-юбках. Однако именно
Кайзери превратился сегодня в штаб-квартиру крупнейших турецких компаний.
Корреспонденты английской «Гардиан» описывают город как средоточие светящихся
магазинных витрин, новостроек, сооружающихся трасс монорельсового транспорта.
Кайзери сейчас - как бы иллюстрация того, что возможно «бракосочетание»
«исламского кальвинизма» с его умеренностью и трудолюбием - с современным
капитализмом свободного рынка. Это соединение, кстати - программа исламистской
ПСР. Она объясняет нынешний промышленно-деловой бум в Анатолии именно тем, что
пророк Мухаммад поощрял торговлю и предпринимательство. А это в корне противоречит
философии кемализма, для коего ислам - синоним как раз отсталости. Новые
бизнес-лидеры, строя промзоны на окраинах Кайзери, демонстративно бросают вызов
кемализму, щедро финансируя строительство мечетей и устраивая на предприятиях
молельные комнаты. Они демонстративно отмечают и Рамадан, прекращая до
наступления темноты работу заводских столовых. Работодатели поощряют работников
совершать паломничество-хадж в Мекку, в Кайзери практически нет торговли
алкоголем.
Ясное дело, читатель, что имеем дело с ущербной
индустриализацией, с переносом западных технологий на патриархальную почву. В
отличие от советской или западной индустриализаций, в исламистской части ТР не
создается центров порождения новых технологий и кадров тех, кто может создавать
новое. То есть, идет индустриализация без создания отраслевых НИИ,
конструкторских бюро, без сооружения промышленности по выпуску средств
производства (группа «А»). Все это остается на Западе, обеспечивая его власть и
контроль над процессом. А такая неполноценная индустриализация позволяет
обойтись минимумом образования; работников можно натаскивать под конкретный
станок или операцию. Много ли надо ума и квалификации, чтобы работать на
фабрике по производству одежной фурнитуры, на «отверточной сборке» или на
предприятии по шитью дамских сумок? И тут действительно для антиисламских сил
Запада подобное совмещение исламизации с частично-несамостоятельной
индустриализацией крайне выгодно. Ведь она все-таки позволяет местной элите
богатеть, а наемным работникам приносит заработки большие, чем ковыряние на
маленьких полях и выпас овец. В то же время никакого самостоятельного
интеллектуально-технического развития турецких мусульман и полная зависимость
от западных технологий.
Экономический подъем исламской части Турции становится
фактом весьма серьезным. И исламистские аристократы требуют своей доли власти.
Они бросают вызов старой, светско-кемалистской элите - а той не хочется
уступать власть. Это трудно - ибо с июля 2007 г. и президент, и премьер ТР - это
исламисты-«пэсеэровцы», Абдулла Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган.
И тут на помощь исламистам приходит ... Евросоюз.
Тем более, что роли парадоксально поменялись. Кемалисты, что
упорно рвались в Европу в ХХ веке, теперь отворачиваются от нее, считая, что
Запад их предал. Зато исламисты в лице партии ПСР-АКР заявляют о том, что они -
горячие сторонники интеграции Турции в Европу путем демократизации страны, ее
гуманизации (соблюдения прав человека), проведения максимально свободных
выборов. Мол, «управляемая демократия» по кемалистам и их жестокость - это
позор.
ЕВРОПЕЙСКО-ИСЛАМСКАЯ
ПАРТИЯ?
Евросоюз отвечает турецким исламистам полной взаимностью. И
вот уже британская «Гардиан» объявляет исламистскую Партию справедливости и
развития «самым успешным политическим движением Европы» (уже Европы!) Она
стремительно набирает влияние там, где терпит неудачу кемалистская партия -
среди простых турок в быстро растущих городах. То есть - среди вчерашних селян,
испытывающих стресс от индустриализации. Она, дескать, предлагает им привычные
мусульманские ценности и при этом широко занимается благотворительностью,
проводя не государственные, а партийные социальные программы.
То есть, отметим мы, ПСР умело использует опыт движения
«ХАМАС», каковое добилось успеха в Палестине, используя как раз благотворительность.
Умело используется и слабость кемалистского истеблишмента, который слишком
увлекся экономической эффективностью, урезая социальные расходы.
В «Гардиан» хвалят ПСР. Глядите: исламисты обновляются. Они
разбавили свой исламизм и отказались от самых одиозных лозунгов, например - от
планов создания Исламского союза в противовес Европейскому. Теперь, мол, это -
правоцентристская партия интеграции в ЕС, партия крупного и малого бизнеса. И
одновременно ПСР, де - это партия трудовых и социальных реформ. Эрдогану
пропели целую осанну: он и проницательный, и харизматичный, сплачивающий вокруг
себя «больших баронов». И вообще партия гениально соединила современность и
религию. Она гениально возвращает народу право носить головные уборы,
запрещенные во времена Ататюрка - фески, тюрбаны, платки. И это, мол, лечит
нанесенную кемалистами культурно-историческую травму. При этом ПСР в борьбе с
кемалистами действует сугубо конституционно, раскрывая их планы устроить
военный переворот, арестовывая главарей заговорщиков, привлекая к делу
прокуратуру.
В то же время, кемалисты теперь последовательно
демонизируются европейцами - как это было в недавнем прошлом с властью
Милошевича на остатках Югославии. Европейская пресса сообщает, что на строну
ПСР переходят люди интеллигентные и по-европейски образованные, светские в
своей основе, но испытавшие ужасы военных путчей кемалистов в 1971 и в 1980
годах, прошедшие через пытки и тюрьмы. Ибо в ПСР они видят залог
демократических перемен, смешения прежней элиты - коррумпированной, любящей
насилие. Дескать, неспособные победить ПСР в честной конкуренции за голоса
народа, прежний истеблишмент пытается подавить исламистов, запретить 71
ключевой фигуре ПСР на пять лет участвовать в политике. А еще раньше, мол,
кемалисты всячески мешали этим людям выставлять свои кандидатуры на
парламентских выборах. А теперь националистически настроенная военщина готовила
дестабилизацию обстановки в стране через серию чудовищных терактов, чтобы затем
ввести чрезвычайщину и установить диктатуру. Благо, исламистское правительство
раскрыло заговор военной подпольной группы «Эргенекон». Даже название ее
насквозь националистично: на горе Эргенекон, что в Таврском хребте,
турки-сельджуки скрывались от монгольских завоевателей в тринадцатом веке. Они
хотели убить многих свободомыслящих людей - таких, как писатель Орхан Памук.
Они убили армянского журналиста Гранта Динка.
Переводчица романа Памука «Снег» Морин Фрили в той же
«Гардиан» описывает атмосферу в Турции, здорово напоминающую обстановку в СССР
1987 года. Ученых-историков, опровергающих официальную трактовку турецкой
истории и задающих неудобные для старой элиты вопросы. Юристов, не желающих
применять «бесчестный уголовный кодекс» нынешней Турции. Писателей,
публицистов, мыслителей и переводчиков, коих пытаются запугать этим кодексом.
Они видят возможность свергнуть власть «репрессивной государственной бюрократии
с помощью бескровной революции, демократически решить курдский вопрос».
И вообще ПСР, судя по всему, уже завоевывает и армию. Тот же
Озел убежден, что исламисты не могли бы арестовать активистов «Эргенекона»
(среди коих - два отставных генерала) без молчаливого согласия армии. А ведь
арестован исламистским правительством был отставной генерал полевой жандармерии
Сенер Эруйгур, глава общества «Мысли Ататюрка». Понимай так: армия начинает
«сдавать» самых твердолобых националистов. И потихоньку, как нам намекают,
переходит на сторону прозападно-европейских исламистов.
Европа уже списала кемалистский проект со счетов, она
считает его отжившим свое. Турецких националистов собрались «мочить».
БОЛЬШАЯ КРОВЬ
ПРОЛЬЕТСЯ?
Но кемалисты, судя по всему, не уйдут без боя. На их стороне
- тоже миллионы тех, кто терпеть не может исламизм и законы шариата. Миллионы
людей боятся того, что исламисты, получив безраздельную власть (а противовеса
им не будет), моментально сбросят маски гуманности и «европейскости», устроив в
Турции порядки в стиле Ирана 1981 года, Алжира 1992-го или талибского
Афганистана 2000-го.
Вот почему сегодня митинги в защиту кемализма также собирают
многотысячные, экзальтированные толпы националистов. Они выдвигают «шесть
стрел» турецкой идентичности: национализм, светскость, державность (statism),
республиканство, популизм и революционность. Националисты полны решимости дать
бой религиозным фанатикам. Кемалисты - не импотентная горбачевская КПСС, они
способны драться.
А это значит, что в Турции может быть не только «революция
хиджабов» - но и настоящая гражданская война. Как в Ливане 1975 г. Учитывая восточный
темперамент турок - с реками крови. С возможным расколом страны. Ибо
«демократическое решение курдского вопроса» - это очевидный откол (причем
кровавый) турецкого Курдистана и его воссоеднение с Курдистаном иракским,
образование нового очага войны и напряженности в регионе - ибо война пойдет уже
за вычленение курдских регионов из Ирана и Сирии. А, кроме того, возможен
распад Турции на приморские секулярно-курортные регионы - и на глубинную,
исламистскую Турцию.
Зачем все это Западу? Если бы мы имели дело с очередной
«оранжевой революцией» и старой кемалистской элите противостояли бы светские
либерал-демократы, все было бы ясно. Ну, решили владыки Запада поменять
исчерпавший себя режим, как это делалось в Сербии, Грузии, на Украине, в
Ливане. Смущает другое: вместо светских либералов Запад поддерживает
каких-никаких, а исламских радикалов!
РЕЗОНЫ ЕВРОПЫ: ТАК НЕ
ХОЧЕТСЯ ПУСКАТЬ ТУРОК В СВОЙ КЛУБ!
Три года назад футуролог и мыслитель-синтетик Сергей
Переслегин предложил свою версию грядущих событий: Евросоюзу очень не хочется
пускать в свой состав Турцию. Особенно претит такая перспектива главному
спонсору и «экономическому мотору» Еврозоны - Германии. И потому немецкие элиты
(спецслужбы) сделают все, чтобы в Турции восторжествовала местная версия
исламской революции с установлением шариатского государства. После чего вопрос
о вхождении Турции в ЕС сойдет с повестки дня.
Версия очень логичная, интересная, а самое главное - очень
правдоподобная в свете нынешних событий. В самом деле, турки давно подают
заявку на вступление в Евросоюз, но им отказывают. Хотя по экономическим
показателям турки далеко превосходят принятые «в европы» Румынию, Болгарию,
Словакию, карликовые прибалтийские лимитрофы. И Португалию тоже превосходят. И
Ирландию. А примешь турок в Еврозону - они принесут в ЕС совершенно незападные
ценности и вполне восточные проблемы, станут претендовать на дотации и помощь.
А еще светская Турция слишком быстро наращивает военную мощь и, неровен час,
начнет собственную игру «создание и расширение империи». Вот как оттяпает
Турция Крым у Украины - а Европа ничего и сделать не сможет. Да и рождаемость у
турок хорошая: они быстро заполонят ту же Германию.
Так что Европе, получается, выгодна исламизация Турции.
Курорты, конечно, тут исчезнут, но зато останутся вынесенные из Европы
промышленные производства с дешевой рабочей силой. И новые (исламские)
властители Турции продолжат покорно исполнять роль производственного цеха для
европейских господ с научно-исследовательской и «штабной» экономикой. А
поскольку поддерживаемая Западом турецкая форма ислама полностью
антитехнологична и не предусматривает создания современной науки (образования),
то Запад продолжит контролировать страну через поставки оборудования и
технологий, через заказы, акционерный капитал и кредиты. Точно так же европейцы
уверены в том, что исламизированная Турция все равно продолжит сотрудничать с
ними в энергетической сфере. То есть - предоставит свою территорию для
строительства газопровода из Средней Азии в обход РФ (транскаспийский проект,
«Набукко»). Ибо туркам все равно надо зарабатывать на жизнь, да и получать
часть «голубого топлива». Есть ведь и резервный вариант - поставки сжиженного
газа из Алжира и Ливии через Средиземное море.
С другой стороны, стареющей и вымирающей белой Европе надо налаживать
добрые отношения с магометанами. Вот, Николя Саркози создал Союз стран для
Средиземноморья. Чтобы объединить в общей работе на благо будущего исламский
бедный юг и европейский богатый север. Ну, можно в рамках налаживания добрых
отношений поддержать и радикальных мусульман и в Турции.