Газета «НашМир» На дворе четыре часа ночи, по местному, сирийскому, времени и месяц Рамадан - по мусульманскому календарю. Месяц поста и молитв и изучения Корана, как называют его сами мусульмане.
Понять, сколько времени, мне помог человек, выполняющий особые функции во время Рамадана, - будить верующих на утреннюю молитву и последнее принятие пищи и воды перед долгим и непростым днем поста.
С небольшим барабанчиком в руках, сделанным кустарным способом, (на алюминиевую тарелку натягивается кожа, днище посудины служит поверхностью для отстукивания ритма) он расхаживает в традиционной сирийской одежде - штанах-юбке, расшитой жилетке, поверх которой накинут платок, и белой шапочке на голове наподобие среднеазиатской тюбетейки, называемой тарбушем, по закрепленным за ним районам, отстукивая бодрый мотив и громко крича "Просыпайся и воздай хвалу Господу".
Крики его далеко разносятся по спящему району, пробуждая верующих от крепкого сна, извещая о том, что наступило время ранней трапезы и утренней молитвы. После этого до самого вечера они не смогут глотнуть воды, съесть куска пищи, поцеловать любимую женщину.
Поинтересовалась у паренька, выполняющего эту необычную работу, кто он такой и почему избрал себе, по нашим меркам, столь экстравагантное занятие в жизни. Рассказал, что сирота, родители погибли при какой-то бытовой аварии, семьи нет, раньше работал в соседнем Ливане шофером у какой-то американки, потом она уехала, обстановка в стране накалилась, вернулся в Сирию. Каждый год проводит Рамадан в одном и том же районе, поднимая с постели уже хорошо знакомых его жителей, которые за это благодарят его не скупясь. Каждая семья в каждом доме каждый день этого месяца дает ему примерно от 5 до 10 долларов в местных деньгах, с чего набегает приличный заработок. А еще жители района купили ему и одежду, в которую он наряжается, обходя дозором свои владения в ночи Рамадана.
В отличие от многих других арабских стран, даже от соседней Иордании, а уж тем более от стран Персидского залива, Сирия, где мирно сосуществуют люди разных конфессий, вполне лояльно относится к тем, кто не соблюдает пост во время Рамадана. Несмотря на то, что в основном все кафе и рестораны в преимущественно мусульманских районах Дамаска днем закрыты или работают, но не подают до ифтара - общего времени разговения, утолить жажду и голод ты всегда сможешь в общественных заведениях в христианских районах.
Хотя, как это ни странно, все уважающие себя рестораны в христианских районах тоже готовятся к ифтару - накрывают столы, куда к определенному часу после заката солнца и вечерней молитвы стекаются проголодавшиеся за день поста посетители. Удивительно только то, что большинство из них - это христиане.
Среди них бывают те, кто работая с мусульманами, общаясь с ними, не желают усугублять страдания постящихся и тоже отказываются от употребления воды и пищи в течение дня.
Так поступает, например, один из двух совладельцев и работников небольшого ателье в дамасском районе Абу Румане. Он уходит домой на обед, но во время рабочего дня, уважая чувства своего товарища по общему делу, который исповедует Ислам и соблюдает Рамадан, старается в помещении ателье ничего не есть и не пить. Легко представить, что и ему Рамадан дается нелегко, обычно стаканы с горячим чаем не переводятся на столике в их небольшом ателье.
Он остается работать один, когда его товарищ уходит на ифтар - принять пищу после дня поста. Поев, тот возвращается и меняет своего напарника-христианина. Вот такая у них интересная традиция во время Рамадана, но, если бы не наступление этого месяца, догадаться о том, что они исповедуют разные религии, было бы невозможно.
Большинству же христиан Сирии самим нравится рамадановская традиция, когда после рабочего дня зачастую целыми семьями люди торжественно приходят в рестораны к уже богато сервированным столам - на них красуются традиционные разнообразные сирийские закуски, кебабы и салаты.
Меню для всех одинаковое, бывает только выбор из нескольких вторых блюд или сладостей. Традиционная тарелка с финиками, с которых принято начинать процесс разговения после долгого дня поста.
По преданию, во время Рамадана, финиками питался пророк Мухаммад. Современные арабские ученые и врачи тоже советуют постящимся начинать свой вечерний прием пищи с фиников, считая их крайне полезным продуктом. Так, один из египетских врачей советует всем съедать по десятку фиников перед вкушением остальной пищи, чтобы сразу восстановить потерянные за день поста силы, ведь в финиках есть набор всех полезных элементов, нужных для человеческого организма.
Мне доводилось проводить месяц Рамадан в трех арабских странах - Египте, Ливане и Сирии, и везде он был отмечен какими-то своими особенностями.
В Египте Рамадан был по-настоящему знаменательным событием, который преображал жизнь всех людей, вносил в нее элементы еще большей радости, праздничной ленцы и особой суетливости в период перед заходом солнца.
Месяц поста носил там оттенок какого-то радостного действа. Как доказательство этому у меня до сих пор хранится веселый рамадановский колпак, купленный в Каире у мальчишки с телеги. Из цветной бумаги, остроконечный, он похож на колпак клоуна из цирка-шапито. Из его остроконечной макушки торчит свернутая в трубочку папиросная бумага, дуешь в один из ее концов снизу, и наверху раскручивается ввысь бумажная спираль.
Таких колпаков в эти дни там продается видимо-невидимо, вернее, по вечерам, после наступления темноты, когда люди могут всласть наесться и утолить жажду, как в домах, так и в многочисленных праздничных шатрах, где до утра можно есть, пить, коротая вечерние часы в Богоугодных беседах. А когда сгущаются сумерки, и весь народ спешит к накрытым столам, идя по улице, нередко получаешь приглашение присесть к выставленному прямо на открытом воздухе столу с самой простой посудой и такой же простой едой для обычного люда, который, тем не менее, считает своим долгом пригласить угоститься всех, кто проходит мимо. Таковы порядки - в Рамадан после "голодного" дня никто в темное время суток не должен испытывать даже легкого чувства голода. В Сирии уважение к рамадановским традициям поддерживается на уровне государства. Ежедневно во время месяца мусульманского поста в главной мечети, которая является исторической достопримечательностью страны, - мечети Омейядов устраиваются совместные разговения для, по меньшей мере, 40 тысяч человек.
В основном это небогатые люди, которым в этот месяц каждый вечер гарантировано сытное угощение. Но есть и другой разряд любителей принимать здесь ифтар - те, кому нравится находиться в этой торжественной атмосфере на территории безумно красивой, просторной и одновременно уютной мечети.
Они сидят здесь на полу во дворе и внутри мечети, все вместе - мужчины, женщины, дети, ждут вожделенного часа - окончания светового дня.
Постепенно сумерки сгущаются, солнце уходит, наступает стремительная восточная темнота, с возвышающейся над Дамаском горы Касьюн громогласно стреляет пушка. После этого сигнала со всех сторон города поднимается вверх постепенно нарастающий до критической ноты певучий призыв муэдзинов с мечетей.
Еще один день Рамадана позади. Все люди берут приготовленную для них еду, начинается ифтар…
Юлия Троицкая
|