Газета «Наш Мир»
Я являюсь давним противником вступления России в ВТО.
ВТО - это организация, которая дает преимущество странам, экспортирующим товары с высокой долей добавленной стоимости, иначе говоря, продукцию трудоемкую, наукоемкую. А львиная доля российского экспорта, как мы понимаем, приходится на энергетический экспорт. Нельвиную долю занимает, в лучшем случае, металлургический экспорт или там экспорт леса. Если бы мы в структуре экспорта имели большое количество станков, оборудования, автомобилей и т.д. - тогда вступление в ВТО имело бы смысл, потому что ВТО позволяет надеяться на то, что другие страны - члены этой организации не будут препятствовать проникновению на их рынок продаваемой нами продукции.
Что касается торгуемой нами продукции - т. е. нефть, сырье - это продукция первого передела. Никому в голову не придет обкладывать ее сквозными пошлинами, потому что это значит, что они будут просто накладывать налог на свою собственную экономику. Ибо это основа любого производственного цикла. Трудно себе представить страну, которая импортирует нефть, чтобы она при пересечении границы стала бы эту нефть обкладывать еще дополнительной таможенной пошлиной.
Поэтому мы никаких серьезных преимуществ от вступления в ВТО получить не можем - до тех пор, пока мы не изменим структуру своей экономики в пользу отраслей высоких технологий. Только в этом случае вступление в ВТО для нас может оказаться оправданным.
Но за 17 лет реформ в России никаких сознательных действий правительства и, прежде всего, экономического блока правительства, связанных с облагораживанием экономической структуры, производственной структуры в России не наблюдалось. Мы не видели никакой активной промышленной политики, никакой активной структурной политики. Только в последние годы мы услышали заявление о том, что следует приступить к некой инновационной политике, то есть это только первые намерения. И в таких условиях вступление в ВТО - это абсолютный нонсенс. Потому что фактически это означает, что мы идем на некое одностороннее разоружение. Это вполне удобный термин для того, чтобы показать аналогии, показать нишу вступления Россия в ВТО.
Мы разоружаемся в одностороннем порядке. Мы берем на себя обязательства не препятствовать импорту из других стран продукции высоких технологий, и тем самым на корню подрубаем все зачатки или остатки этих высокотехнологичных отраслей в нашей стране. Конкурировать в условиях недостатка длинных денег и инвестиций эти отрасли просто не смогут.
Нам нужна политика протекционизма. Выращивать, пестовать высокотехнологичные отрасли, выводить их на уровень мировой конкурентоспособности - и только после этого можно России вступать в ВТО.
Это моя абсолютно последовательная позиция, которую я отстаиваю уже более десять лет только публично, не говоря о том, что мои научные убеждения уже больше двадцати лет толкают именно в эту сторону. Поэтому для меня эти слова Путина - как некий елей сердцу, это очень отрадное для меня высказывание. Данное заявление означает, что действительно некоторая последовательность действий нашего экономического блока начинает наблюдаться. В связи еще и с последними высказываниями Дмитрия Медведева на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, и идеями сделать рубль региональной валютной, в связи с президентскими посланиями Путина двух последних лет перед тем, как у нас произошла смена руководителей страны. Заявленная программа на поддержку авиастроения, некоторых областей машиностроения, высокотехнологичных отраслей - вполне логичный шаг отказаться выполнять взятые на себя обязательства, достигнутые в рамках переговорного процесса о вступлении России в ВТО. Потому что условия были кабальные.
Я считаю, что это очень отрадный факт нашей экономической политики. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Я так понимаю, что эти действия во многом являются реакцией России на несправедливые обвинения со стороны развитых стран в превышении нами допустимых пределов реакции на действия Грузия, и их угрозы приостановить наше членство в международных организациях, приостановить вступление в ВТО. Это своего рода реактивный шаг. Но шаг абсолютно естественный и сугубо позитивный.
РО: Чем вызван рост доллара, падение евро и резкое снижение всех индексов РФ?
Кобяков: Это абсолютно не связано с трагическими событиями последних дней. Рост доллара идет уже около месяца, т. е. начался задолго до каких-либо военных конфликтов. Но в принципе, на любом финансовом рынке никакое движение не бывает только в одном направлении. Есть всегда коррекционные волны. Так как последние несколько лет, практически с 2001-2002 годов, доллар находился в состоянии почти постоянного падения, с небольшими паузами и откатами, то пока нет никаких оснований считать, что фундаментальное снижение доллара остановилось. Просто идет некая коррекционная волна. И связана она не с тем, что у Соединенных Штатов большие успехи экономические. Наоборот, ситуация в финансовой сфере там усугубляется и вообще приобретает катастрофический характер. Но дело в том, что у европейских стран с определенным лагом временным, временной паузой примерно в полгода, тоже начались экономические проблемы. И так как крупные фонды, которые управляют консервативными вложениями, консервативными капиталами,
средствами страховых компаний, пенсионных фондов и т.д. не связываются с высокоспекулятивными финансовыми инструментами и предпочитают покупать надежные банковские депозиты, очень многое зависит от ожиданий участников рынка дальнейшего изменения учетных ставок в ключевых странах. Если в какой-то стране есть тенденция к снижению ставок, а в другой стране - к повышению, то очевидно, что это повышение учетных ставок приводит к росту доходности вложений в банковские депозиты этих стран.
Именно на этих ожиданиях, что в Америке кризис, а в Европе пока еще благополучно, доллар вообще очень стремительно вырос, когда стало понятно, что положение в европейских странах стало меняться к худшему (что означает для тендеров крупнейших мировых финансовых блоков, управляющих этими консервативным капиталами, многие триллионы долларов), что повышения ставок в Европе ожидать в ближайшее время не придется. В связи с этим рост этих учетных ставок и рост доходности вложений в европейские валюты сменились на противоположные. Именно с этим связан откат, который сейчас наблюдается. Доллар укрепляется в силу того, что наблюдается ухудшение экономического положения в европейских странах, и фактически увяли надежды на то, что там учетные ставки будут повышаться.
Так что это никак не связано ни с какими нашими политическими событиями.
Что касается падения фондовых рынков, то они падают сейчас везде. Не только в России. Россия, будучи страной, не самой центральной в мировой финансовой системе, все движения ощущает всегда гипертрофировано. Как в сторону роста, так и в сторону снижения. Так как основные компании наши, голубые фишки, связаны с теми же компаниями, которые добывают и экспортируют сами нефть, газ, металлы, то очевидно, что появившиеся в последние пару-тройку месяцев тенденции к снижению цен - и на нефть, и на металлы, - это сугубо негативно отражается на доходности ожидаемой наших компаний. Поэтому акции падают вполне закономерно. Но это является отражением общего мирового финансового кризиса, спадап спроса, который наблюдается в последние месяцы. Это абсолютно естественное явление, и нам следует ожидать, что это падение продолжится.
|