Газета «Наш
Мир» Если молоко изготовлено из порошка, то это уже не молоко, а молочный
напиток — гласит новый техрегламент, который начнет действовать в конце
этого года. Казалось бы, теперь интересы потребителя защищены. Но
это на бумаге, а на практике все не так просто. Во вторник, отвечая на
вопрос «Известий» о том, как отличить «настоящее» молоко от
восстановленного, производители признались, что сделать это довольно
сложно. Для этого нужны дорогостоящие лабораторные исследования,
которые зачастую не под силу даже Роспотребнадзору. Вот и получается,
что «хотели как лучше, а получилось как всегда». Мелкие производители
по-прежнему будут выдавать «порошковое» молоко за натуральное, а
покупатели — пребывать в неведении. Как проверить, что мы
покупаем в магазинах под видом молока? С этим вопросом «Известия»
обратились к производителям, собравшимся во вторник на
пресс-конференции, посвященной перспективам молочного рынка. Ответ нас
озадачил. — Методы идентификации существуют, но они чрезвычайно
сложны. Думаю, вряд ли кто-нибудь из молочных заводов, за исключением
трех-четырех, такими методами вооружен, — сообщил председатель
Молочного союза Владимир Лабинов . Есть и простой вариант —
контролировать баланс «входа-выхода» сырья и готовой продукции. Это, по
мнению Лабинова, позволяет установить объемы и доли сухого молока в
молочной продукции. От себя добавим, что этот метод, наверное,
действительно хорош. Но только в том случае, если его использует
добросовестный производитель. А если нет? Конечно, говоря о
подобной практике, мы не имеем в виду серьезных игроков рынка,
пекущихся о своей репутации. Но их, по словам председателя Союза
производителей молока Андрея Даниленко, на рынке — всего 1%. При этом
общее число перерабатывающих заводов — около 1800. И практически все
они работают как на цельном молоке, так и на «порошке». Для того
чтобы честным производителям легче жилось, молочники решили запустить
рекламу, которая должна объяснить потребителям, что это за «зверь» —
молочный напиток, из чего он сделан. Но главная цель — убедить россиян
употреблять больше молочных продуктов. Сегодня потребление молока в
нашей стране составляет 240 кг на человека в год, а в развитых странах
— 400 кг. При этом спрос на молочные продукты в этом году упал на 10%
(в расчете на человека). Понятное дело, что «промывание мозгов»
имеет и сугубо меркантильные цели. Внутренний рынок сейчас крайне важен
для молочников. Особенно после того, как наши отношения с Западом
окончательно разладились на фоне грузино-осетинского конфликта, а
вступление России в ВТО оказалось под вопросом. Напомним, что в
понедельник премьер Владимир Путин усомнился в том, что ряд соглашений,
в том числе касающихся интересов сельхозпроизводителей, по ВТО мы будем
выполнять. Впрочем, молочники этому скорее рады, чем нет. Ведь в
условиях открытой конкуренции наше государство обязано поддерживать
сельхозпроизводителей на таком же уровне, что и в Европе и Америке. А
до этого пока далеко. — Сегодня максимальный срок кредита, на
который мы могли бы рассчитывать, — 8 лет. А производители других стран
имеют доступ к кредитам сроком 25-30 лет. Если бы я мог кредитоваться
хотя бы на 20 лет, то себестоимость молока упала бы на 3 рубля за литр,
— поведал Даниленко. Кстати, выяснилось, что молочники — наши
активные читатели. И наше недавнее расследование, посвященное ситуации
на молочном рынке («Москва “доит” всю Россию» от 12 августа), не
осталось незамеченным. — Очень здорово, что «Известия» открыли
этот вопрос (производства молока. — «Известия»), — сказала член
правления компании «Вимм-Билль-Данн» Марина Каган. Напомним, что
в статье шла речь о том, что крестьянам невыгодно продавать молоко
переработчикам из-за низких закупочных цен. Поэтому они в отчаянии
сливают его скотине, а коров пускают под нож. Последнее утверждение,
похоже, обидело крупных производителей. — Мы работаем с поставщиками уже много лет. Из-за нас коров не режут, — заявила Каган. Также молочники очень расстроены, что журналисты окрестили сухое молоко порошком. —
Порошок — это физическое состояние, которое характеризует вещество
мелкодисперсное и сыпучее, — блеснул эрудицией Лабинов, — с таким же
успехом мы можем назвать муку зерновым порошком, а хлеб — порошковым
продуктом. Но никто же этого не делает!
|