$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» Между Россией и Турцией чуть было не разгорелась настоящая
таможенная война. По сообщениям турецких СМИ, на российской границе с
конца прошлой недели были задержаны «тысячи турецких грузовиков».
Причиной задержек послужило ужесточение таможенного режима российской
стороной, последовавшее вслед за разрешением Анкары на проход через
Босфор в Черное море американским военным кораблям. Вчера Анкара
поспешила опровергнуть заявление госминистра правительства Турции
Кюршата Тюзмена, который призвал к аналогичным ответным шагам в
отношении российских товаров. Эксперты уверены, что осложнение торговых
отношений невыгодно в настоящее время ни одной из сторон.
«О введении для российских товаров «красного коридора» речи не
идет», – сообщил вчера турецкий вице-премьер Джемиль Чичек, комментируя
сделанное днем ранее Кюршатом Тюзменом заявление о том, что в ответ на
действия российских таможенников грузы из России также будут
досматриваться очень тщательно. «Госминистр предложил правительству
ввести подобные меры, но мы эту инициативу не поддержали, – подчеркнул
замглавы правительства. – Россия для Турции – очень важный партнер, и
мы хотим, чтобы наши отношения продолжались самым активным образом». Он
также добавил, что ситуация с проверками турецких грузов на российской
таможне находится под постоянным контролем властей, продолжаются
контакты на всех уровнях, чтобы урегулировать существующие проблемы.
Судя по всему, и Москва решила не обострять дальше торговые
отношения с Анкарой. В понедельник глава управления общественных связей
ФТС Александр Смеляков заявил, что таможенная служба России пока не
располагает информацией о значительной задержке в оформлении грузового
автотранспорта на границе России и Турции. По его словам, ФТС запросила
информацию с таможенных постов по поводу возможного задержания
грузовиков, но конкретных цифр и данных по состоянию на понедельник не
было. «Мы пытаемся разобраться в ситуации, но хочу отметить, что
целенаправленной работы по задержанию турецких товаров Федеральная
таможенная служба не проводит», – отметил Смеляков. В свою очередь,
другой представитель ФТС – Владимир Зубков в тот же день заметил, что
отдельные факты задержек товаров турецкого происхождения отмечались.
Впрочем, вину за задержки он возложил на попытки российского бизнеса
использовать серые схемы ввоза турецких товаров в нашу страну. В
качестве примера чиновник привел недавний случай в аэропорту
«Шереметьево», когда, по его словам, 130 прилетевших из Стамбула
пассажиров отказались проходить таможенный контроль и сдали багаж,
который до сих пор не оформлен, на склад временного хранения. В
«Домодедове» невостребованным осталось шесть тонн багажа после одного
стамбульского рейса, во «Внукове» была брошена еще тонна товара.
Продемонстрированное Москвой и Анкарой нежелание раздувать
таможенный конфликт свидетельствует о том, что Россия и Турция не
заинтересованы сейчас в обострении двусторонних отношений. Москва на
фоне критики со стороны Евросоюза и США и под угрозой введения санкций
из-за событий в Грузии в последние дни явно смягчила свою позицию и
стремится продемонстрировать максимальное дружелюбие, чтобы не
оказаться в изоляции. У Анкары, в свою очередь, слишком много в России
бизнес-интересов, что также заставляет ее отказываться от резких шагов.
По мнению экспертов, в случае обострения приграничного конфликта и
его перерастания в полномасштабную торговую войну более серьезные
потери понесла бы турецкая сторона. В структуре российского экспорта в
Турцию преобладают сырьевые товары: на продукцию ТЭК приходится более
62%, металлоизделия – более 28%, химические товары – 4%, древесину и
целлюлозно-бумажную продукцию – 2,4% и сельхозтовары – 1,6%. Большая
часть этих товаров не требует сложного таможенного оформления на
границе, при этом турецким потребителям было бы непросто найти им
замену. В то же время Турция поставляет в Россию продукцию более
высокой переработки: текстиль и текстильные изделия, машины и
транспортные средства, товары химической промышленности и
продовольствие. Найти для них альтернативные рынки сбыта значительно
сложнее, чем для поставляемого в Турцию российского сырья.
Кроме того, в России в настоящее время работает более 150 турецких
строительных фирм, которые с конца 80-х годов построили в нашей стране
около 800 объектов. Они уже и так немало пострадали из-за
российско-грузинского кризиса. В частности, в ожидании охлаждения
отношений России с Турцией и возможной потери российского рынка с 8
августа – даты начала конфликта – крупнейшая строительная компания
Турции Enka Insaat & Sanayi потеряла более 20% своей капитализации.
Причина в том, что более половины ее активов, так же как и строительных
заказов, размещены в России и странах СНГ. После объявления о
замораживании отношений России с НАТО инвесторы начали спешно выводить
из нее свои средства.
Сегодня любые осложнения в отношениях России, НАТО и Евросоюза
рассматриваются сквозь призму конфликта в Грузии, именно поэтому к
данной проблеме в российско-турецкой торговле оказалось приковано
повышенное внимание, считает директор департамента Due Diligence
компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. «Впрочем,
учитывая, что ситуация быстро разрешилась, ее можно отнести к обычным
рабочим моментам, – считает эксперт. – Осложнение торговых отношений
между Россией и Турцией невыгодно ни одной из сторон. Россия в основном
экспортирует в Турцию энергоносители, и многие компании этого сектора
считают турецкий рынок весьма перспективным. В частности, недавно
«ЛУКОЙЛ» приобрел сеть заправок в стране, а «Газпром» подписал
долгосрочный контракт на поставку газа. Помимо прочего Турция для
России является удобным коридором для развития торговых отношений с
другими странами, прежде всего странами севера Африки и Ираном. В этой
связи потеря Турции как хорошего соседа для России весьма
нежелательна». Тем более осложнения в отношениях с Москвой, которая
является одним из основных торговых партнеров, невыгодно Анкаре, уверен
аналитик.
|