Газета «Наш
Мир» Наше будущее связано с... Китаем. Хотим мы этого или нет, но
русский с китайцем если и не братья, то партнеры на ближайший век. И в
первую очередь в автомобильной сфере. И хотя мы вроде бы имеем
собственную автомобильную промышленность и охотно покупаем в огромных
количествах приличные импортные машины из нормальных стран, но ездить
будем на китайских. Не сегодня, не сейчас, но совсем скоро.
Причем под китайским натиском падем не только мы, но и остальной мир.
Наблюдательные люди уже знают, что нет такой задачи, которая Китаю не
по плечу. Если партия сказала “надо”, то полтора миллиарда китайцев
отвечают “есть!”, после чего решают вопрос с птичьим гриппом,
устраивают акцию усмирения в Тибете, проводят Олимпиаду. А кроме всего
прочего партия сказала “надо” конкретно автопрому и указала рукой на
внешние рынки. Первый выход в мир был неудачным. Китайцы
решили, что они понравятся загранице, предложив копии привычных
автомобилей, но по смешной цене. Запад затею не оценил, а, например,
немцы в порядке вынужденной самообороны ответили краш-тестом (Landwind
SUV показал худший результат за всю историю краш-тестов) и судебными
запретами на продажу особо настойчивых копий на своем рынке. И
вот на Московском международном автомобильном салоне этого года китайцы
показали и нам, и попутно остальной Европе, что они не такие
беспомощные и что урок восприняли чрезвычайно быстро, изменив подход в
решении партийной задачи. Теперь на смену копированию в
китайской автомобильной промышленности пришел период имитации. Отныне
китайцы не повторяют чужое, а имитируют. Вместо того чтобы
переосмысливать заимствованный облик, они стали напрямую заказывать
дизайн моделей самым высоким профессионалам в мире — итальянцам. И,
например, Pininfarina, с размахом взявшись за нескончаемый контракт,
сразу создала несколько действительно красивых и ни на кого не похожих
автомобилей. Очевидная тенденция Московского автосалона напрямую
указывает, что в ближайшее время все китайские машины перестанут
веселить публику чрезвычайным сходством с известными моделями и станут
автономно привлекательными. Но не качественными. Причем отсутствие
качества у них не только визуальное — в виде кривых панелей, плохих
материалов и странных элементов. Главное в том, что они не умеют
ездить. Имитация в том и состоит, что на машину такое изделие похоже до
тех пор, пока стоит. Но как только начинает ехать, сразу видно, что
отсутствие опыта в целой отрасли слишком фундаментальное и краской
металлик его не компенсируешь. Еще одна интересная тенденция,
проиллюстрированная на Московском автосалоне, — закат эры тотального
пикапостроения. Ведь еще несколько лет тому назад Китай выглядел
страной пикапов. Либо хотел выглядеть. И был отчасти прав, хотя бы в
том, что для вторжения в Россию выбрал класс автомобилей,
востребованных, но не имеющий конкурентов. Наша страна полноприводные
пикапы не делает. Но теперь пикапы кончились. Они были всего на одном
стенде, и то в виде реванша. Представившая их фирма ZX потерпела
сокрушительное поражение и затихла вплоть до ухода в подполье и
появилась на нынешнем мероприятии лишь ради самоуспокоения. Но
посетителей особо не собрала. Зато все остальные китайские
производители упражнялись в легковом секторе. Причем без особого замаха
на “премиум” и прочий “престиж” (хотя несколько лет тому назад и такие
попытки случались), а в основном в классах А, В и С. Копий минимум,
имитаций максимум. По большому счету копий было две. Пожизненно первый
производитель Китая, завод FAW, радовал собственной Toyota Yaris, но
под более красивым псевдонимом СА7136 с припиской vizi. А Great Wall
демонстрировал свою копию под псевдонимом Florid. А вот Chery уже вовсю
щеголял не только брендом Bertone, но и Pininfarina. Красивые машинки
класса С с итальянским логотипом, очень похожие на настоящие, но
сделанные не до конца. Под днищем виднелась выпускная система:
вороненая “банка” глушителя и выпускной тракт. Но, как и полагается в
случае с имитацией, воронение оказалось черной краской, а труба не
имела стыка с двигателем и обрывалась на середине днища. Также о
сотрудничестве с итальянцами, в данном случае ItalDesign, заявила
Brilliance, большой умелец делать имитации — ездят они с трудом, но
выглядят прилично. Что интересно, на салон почти не попали второсортные
заводы. Несколько лет тому назад фирм с непроизносимыми названиями,
жуткими логотипами (особенно запомнился карикатурный кусочек сыра с
дырками в кружочке) и обнаглевшими продавцами было больше половины.
Сейчас только одна: Chana. Она показала вполне симпатичные имитации
(автор облика — итальянская студия IdeA — и лично большой друг
китайского автопрома Джастин Норек, создатель внешности Landwind
Fashion) и напугала жуткими людьми бандитского вида и соответствующей
агрессивности, с упрямством вышибалы рассказывавших о невиданных
достоинствах машин и будущих тотальных продажах. ...Да, сегодня
китайские автомобили все еще выглядят смешно и почти не умеют ездить. О
том, что это тупик, ребята догадаются в ближайшие два года. После чего
сменят курс и опять сделают невиданный рывок. Смеяться над ними мы
перестанем довольно быстро… Сергей Асланян |