Газета «Наш
Мир» Школ и классов раздельного обучения у нас в стране немного. Но к их опыту стоит присмотреться. Мальчики рискуют, девочки стараются. К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям. Мальчики
более склонны к риску, они предпочитают поисковую работу, а не
аккуратное выполнение уже известного задания. Они претендуют на роль
лидера и меньше зависят от чужого мнения. А девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми. Речь
у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие
ловкие. Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и
неряшливее девочек. Зато у них сильнее развито пространственное
представление. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с
помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и
накладывают их одну на другую. А девочки, в том числе и
учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше
оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами. У девочек
показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса.
Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по
работоспособности догоняют девочек только к третьему классу. У
мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения,
и поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть
различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением. Робких становится больше Учеба
в школе – это стресс для всех. Она напрягает не только нервную систему,
но и системы кровообращения, пищеварения. Но наблюдения физиологов
показали, что девочки, которые учатся вместе с мальчиками, и девочки,
которые учатся в классах без них, реагируют на учебные нагрузки
по-разному. В смешанных классах проблем с артериальным давлением
у девочек почти в 2 раза больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5.
Все дети, когда идут в первый класс, от новых, «взрослых» нагрузок
худеют. А во втором полугодии опять начинают расти и набирать вес. Так
вот, барышни из «девчачьих» классов» по сравнению с девочками из
смешанных в 4 раза меньше теряют в весе в первые месяцы учебы. Все
дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных
классов устает уже после третьего урока, в девичьих классах утомившихся
к середине занятий – единицы. А есть еще и такой показатель, как
индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все младшеклассники часто
болеют простудами. А к третьему классу уже реже пропускают уроки. В
смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения
становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих – лучше в 5 раз! Девочки
поступают в школу с определенным уровнем робости – все-таки слабые
создания! В девичьих классах процент робких с годами уменьшается больше
чем вдвое. Уменьшается процент и совсем пугливых, которым чуть скажешь
построже, а они в слезы. А в смешанных классах с годами пугливых,
неуверенных в себе становится больше! В мужских классах лучше растут А что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек? Раздельное
обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты.
Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше
своих ровесников: в московской школе №760 имени А. Маресьева, которая
уже 18 лет ведет такой эксперимент, выпускников ростом ниже 180 см не
бывает. У всех – хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале
школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические
нарушения. А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов
лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признаны
годными к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же
лицея все мальчики были признана абсолютно здоровыми, причем треть из
них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо
образованными. Эксперимент расширяет выбор Мы не призываем
всех родителей срочно переводить детей в чисто «девчачьи» или чисто
«мальчишечьи» классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся
раздельно, пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В
«мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады
учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в
средние учебные заведения. Но, по крайней мере у родителей, которых
волнует здоровье детей, теперь есть выбор. Так что поинтересуйтесь в
местном департаменте образования, вдруг эксперимент проходит рядом с
вами. Замысел природы Откуда различия в психике мальчиков и девочек? Ученые
считают, что это замысел природы. В эволюции борются две
противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то,
что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны,
передать их по наследству и, значит, сделать потомков как можно более
похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает
дальнейшие изменения, разнообразие потомков, среди которых появится
тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду
обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол.
Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные
приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и
приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может
пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий.
Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской – на прогресс. Для
продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский
пол природа «бережет», а мужского ей «не жалко». На особях мужского
пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков
у мужчин значительно выше. Женщины как бы более одинаковы. А мужчины
разные, их организм накапливает больше и полезных, и вредных мутаций.
Вот, например, на 100 глухих девочек рождается 122 глухих мальчика.
Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием,
заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше
мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью
из них. Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но
менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и
социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым
поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где
теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к
освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в
сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения. Личное мнение –
Я не вижу никакого смысла в раздельном обучении мальчиков и девочек.
Зачем искусственно изолировать их друг от друга? Мне кажется, что
именно при совместном обучении, при живом общении скорее может
возникнуть взаимопонимание, взаимоуважение. И постепенно воспитывается
и прорастает нечто, которое потом будет названо великим словом
«любовь». Я сам учился вместе с девочками и уже в первом классе
влюбился. Эту девочку звали Наташа Витковская. Сейчас она дружит с моей
сестрой, мы иногда видимся, и то детское, светлое чувство до сих пор
живет в моей душе, и это очень приятно. Где же еще должно происходить
такое «воспитание чувств», как не в школе? Композитор Олег Иванов |