$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» Абхазия - земля древнего христианства, здесь находятся известные
центры православия, прежде всего Новоафонский монастырь. Гораздо меньше
известно о том, что значительная часть населения республики -
мусульмане. О своеобразии абхазского ислама "НГР" рассказал муфтий
Абхазии Тимур Дзыба. - Какова на сегодняшний день доля исповедующих ислам жителей Абхазии? -
Примерно 35% абхазов - мусульмане. Сохраняется эта пропорция и в
отношении всего населения республики, потому что у нас проживают
представители и других мусульманских народов - северокавказских, а
также татары, башкиры, турки. Исторически сложились районы компактного
проживания мусульман: в Гудаутском районе около пяти-шести
мусульманских сел, еще несколько в Сухумском и Очамчирском районах. -
В некоторых государствах разработан механизм пропорционального
представительства разных религиозных общин в законодательных собраниях
и органах власти. Нет ли подобного в Абхазии? - В нашем
обществе нет принципиального деления на христиан и мусульман,
отсутствуют политические интересы отдельных религиозных общин, поэтому
нет необходимости в системе подобного пропорционального
представительства. Нет потребности и в создании какой-либо партии по
конфессиональному признаку. И искусственно создавать такое деление
никто не желает. Религия для абхазов - дело личное. Другое
дело, что существуют проекты закона о регулировании религиозной
деятельности. Около двух лет различные варианты этого закона
обсуждаются в нашем обществе. Все больше людей в Абхазии обращаются к
религиозной традиции своих предков. Частично религиозная жизнь
регламентируется Конституцией республики. В Абхазии признаны основными
две религии - православие и ислам. Главные религиозные праздники
объявлены выходными днями, в том числе Курбан-байрам. Тем не менее мы
живем в светском государстве, и это тоже надо учитывать при
формулировании нового закона. - В XIX веке значительная
часть абхазо-абазинского населения покинула Черноморское побережье
Кавказа и удалилась в добровольное изгнание в мусульманские страны.
Поддерживают ли сегодня жители Абхазии связи со своими
соотечественниками за рубежом? - Основная масса потомков
абхазских изгнанников-мохаджиров проживает в Турции. Также есть
диаспоры в Сирии, Иордании, Египте. В результате вторичной эмиграции
сформировались общины в Германии, США, Великобритании. За пределами
Абхазии проживают полмиллиона абхазов, хотя точных подсчетов никто не
вел. В самой же Абхазии около 80-85 тысяч абхазов, а вообще население в
республике насчитывает порядка 300 тысяч человек. После войны
1992-1993 годов при первом президенте Владиславе Ардзинбе был создан
Комитет по репатриации абхазов. Программа возвращения соотечественников
поддерживается на государственном уровне. За эти годы в Абхазию
переселилось чуть более тысячи человек. Это число невелико, что
объясняется рядом причин: до сих пор в республике сохранялась
нестабильная политическая ситуация, трудно было реализовывать процесс
возвращения в условиях неопределенного статуса республики.
Потенциальных репатриантов отпугивает также бедственное экономическое
положение. После признания Россией независимости Абхазии ситуация, я
уверен, изменится в лучшую сторону. Наши жители станут активнее ездить
в Турцию к родственникам, те будут посещать Абхазию и Россию. Контакты
будут крепнуть, а затем и репатриация станет интенсивнее. Признание
независимости облегчит до минимума визовый режим. Откроется морское
сообщение с Турцией, приостановленное в 1994 году из-за международных
санкций. Думаю, политики договорятся и об облегчении визового
режима для посещения России абхазами из-за границы. Тем более что все
репатрианты получают абхазское гражданство. Сделав первый шаг, надо
делать и следующие. Государство возложило миссию связи с
соотечественниками за рубежом на специальный комитет, но связи
осуществляются и в частном порядке, в основном на семейном уровне. Наш
комитет связывается с общественными организациями северокавказских
диаспор в Турции, Германии и других странах. Их представительства есть
и в Абхазии. В день признания независимости Россией многие звонили
из-за границы, поздравляли своих родственников. К большой нашей
радости, за годы изгнания связи эти не утеряны. Язык, культура
сохраняются в диаспоре. - Мохаджиры были вынуждены покинуть
родину после того, как Российская империя отвоевала Кавказ у Османской
империи. Не накладывает ли эта историческая обида отпечаток на
отношение потомков изгнанников к сегодняшней России, верного союзника
нынешней независимой Абхазии? - Действительно, это
трагическая страница нашей истории. Но надо учитывать исторические и
политические обстоятельства того времени. Времена меняются. Сегодня
Россия демонстрирует совершенно другое отношение к своим соседям и
собственным гражданам. Поэтому возвращение репатриантов нисколько не
изменит отношения абхазов к России. Свою историю мы помним и ничего не
забыли. Но сегодня мы видим, что Россия не допустила геноцида
осетинского и абхазского народов и признала независимость наших
республик. Все это видит и наша диаспора за границей. Неправильно
думать, что они теперь принесут с собой какую-то историческую злобу. - Поддерживаются ли связи в религиозной сфере среди мусульман Абхазии и других стран? -
В этом вопросе мы ориентируемся в первую очередь на мусульманское
сообщество Российской Федерации. В 2006 году подписано соглашение о
сотрудничестве с Советом муфтиев России. Всю религиозную литературу мы
получаем из Москвы, Казани, Уфы, Кабардино-Балкарии. С Турцией по
религиозным вопросам связь у нас минимальна. - Современные
исследователи отмечают низкий уровень религиозности у жителей Абхазии,
за исключением, пожалуй, потомков тех, кто вернулся из мусульманских
стран. Возможно, массовая репатриация мохаджиров резко увеличит число
соблюдающих предписания Корана абхазов? - Действительно,
наша беда в том, что религиозный уровень тех, кто называет себя
мусульманами или христианами, невысок. Это связано с тем, что люди
сегодня лишены возможности получать религиозное образование.
Мусульманских учебных заведений в Абхазии нет. Есть две мечети, даже не
мечети в архитектурном смысле слова, а молитвенные дома, куда люди
могут приходить не только помолиться, но и получить первоначальные
знания об основах ислама, о важных в жизни человека обрядах. В Гудауте
под эти цели временно отдано здание бывшего горсовета, в Сухуме 12 лет
назад тоже было передано под мечеть административное здание. Наша мечта
- построить настоящую мечеть в Сухуме. Государство готово нам выделить
земельный участок, этот вопрос прорабатывается на уровне
премьер-министра. Наши соотечественники за границей и Совет муфтиев
России готовы профинансировать строительство. У христиан больше
возможностей исповедовать в полной мере свое вероучение, есть храмы,
монастыри. Но и среди мусульман Абхазии есть вполне усердные в вере
люди, причем большинство из них - потомки тех, кто никогда не покидал
землю Абхазии. Нас радует, что молодежь все больше интересуется
религией. Возможная репатриация потомков мохаджиров, я уверен,
улучшит ситуацию. Но ни в коем случае не надо думать, что, дескать,
приедут репатрианты, и встанет вопрос о создании шариатского
государства. Разговоры о том, что резко поменяется демографическая
ситуация и в республику проникнут экстремистские идеи, не имеют под
собой никакой почвы. Андрей МЕЛЬНИКОВ |