$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»
<>bСуверенитеты кавказских республик поставят мусульманский мир перед нелегким выбором
Через час после обнародования указа президента Дмитрия Медведева о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии 26 августа в Москве представители мусульманской общественности России и двух ранее непризнанных республик собрали журналистов, чтобы сообщить им о своей поддержке действий российских властей. Днем раньше в Приштине верховный муфтий Косово Наим Тернава встретился с арабскими лидерами в рамках конференции под названием "Косово и арабский мир", сообщает New Kosova Report. И кавказские, и косовский духовные лидеры просили единоверцев во всем мире признать независимость своих государственных образований.
В последнее время много говорят о парадоксах нынешнего противостояния православных народов на Кавказе. Собравшиеся в Москве исламские деятели попытались скорректировать это распространенное убеждение. Так, председатель Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов назвал осетин, абхазов и грузин "православно-мусульманскими народами". Муфтий Северной Осетии Али Евтеев при этом сообщил, что, по его сведениям, треть осетин в его республике исповедуют ислам. Правда, он затруднился сказать, проживают ли вообще его единоверцы в Южной Осетии. А муфтий Абхазии Тимур Дзыба упомянул о 35% мусульманского населения в своей республике. Ниязов также напомнил об Аджарии – области Грузии, где большинство населения также исповедуют веру Пророка Мухаммада.
И российские деятели ислама, выступавшие на пресс-конференции, и Наим Тернава оказались в одинаково затруднительном положении, но в зеркально противоположных по сути обстоятельствах. С одной стороны, назвать Абхазию и тем более Южную Осетию мусульманскими регионами можно только с очень большой натяжкой. В Осетии, не считая Пригородного района, где компактно проживают более набожные ингуши, всего семь мечетей, которые, по признанию Евтеева, стоят полупустые. В Абхазии вообще всего две мечети, точнее, как говорит Дзыба, импровизированные "места для молитвы". Но независимость этих республик – болезненный удар по интересам США, к политике которых недоброжелательно относятся миллионы мусульман. Абдул-Вахед Ниязов с удовольствием упомянул о том, что в числе государств, первыми поддержавших операцию России по принуждению Грузии к миру, были так называемые исламские страны-изгои: Иран, Ливия и Сирия. Более дружественные по отношению к Западу Иордания, Турция и Казахстан высказывались в поддержку действий России, но гораздо сдержаннее. Ниязов при дружном одобрении других участников пресс-конференции предположил, что именно арабские и исламские страны поддержат независимость Южной Осетии и Абхазии. А вот поддержат ли осетин и абхазов братья-христиане в Европе, в том числе и православные греки, болгары, румыны, сербы – большой вопрос!
С другой стороны, в Косово проживают подавляющее большинство мусульман. Именно албанцы, исповедующие ислам, стали, как известно, инициаторами сначала сепаратистского движения, а затем и провозглашения независимости в одностороннем порядке. Но их независимости покровительствуют по преимуществу христианские США и Европа. Суверенитет Косово признали только те мусульманские государства, которые поддерживают союзнические отношения с Америкой, – Албания, Турция, Афганистан. "Западный мир принял участие в появлении государства Косово, а мы ожидаем от исламского мира поддержки укрепления государственной позиции Косово на международной арене", – призвал верховный муфтий Наим Тернава. Но для большинства арабских стран такое признание будет идти вразрез с их антиамериканской позицией.
Таким образом, эти две встречи – в Москве и Приштине – служат яркой иллюстрацией относительного характера как исламского, так и христианского единства в мире по многим ключевым вопросам текущей политики. Как и во времена холодной войны, религиозная солидарность остается далеко не основным фактором, но скорее тактическим инструментом в локальных конфликтах, за которыми стоит глобальное противостояние сверхдержав. |