$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» Итогом прошедшего в пятницу в Москве саммита Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ, в нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) стало решение усилить военную составляющую организации. Участники встречи подписали 16 соглашений, многие из которых согласовывались с 2000-х гг.
Общая численность сил быстрого развертывания ОДКБ – 4000 человек. Они состоят из 10 батальонов: по три от России и Таджикистана, по два – от Казахстана и Киргизии. На российской авиабазе Кант в Киргизии постоянно находится 10 самолетов и 14 вертолетов.
В их числе соглашение, регламентирующее статус коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ. Предполагается, что в случае агрессии против любой из стран — участников этого соглашения по ее просьбе группировка войск ОДКБ придет ей на помощь.
Согласованы и условия пребывания на территории России объединенного штаба организации. Штаб находится в Москве, но ему представляется экстерриториальный статус, аналогичный тому, что имеет штаб-квартира НАТО в Брюсселе. Имущество и помещения штаба становятся неприкосновенными, а российские чиновники могут посещать его только с согласия начальника штаба или его первого заместителя.
На саммите назначен начальник объединенного штаба — им стал генерал-полковник Юрий Хачатуров, первый замминистра обороны Армении, к которой перешло председательство в ОДКБ.
Главы стран — членов ОДКБ решили всегда проводить саммиты в Москве.
После саммита президент России Дмитрий Медведев назначил начальника Генштаба ВС России Николая Макарова своим официальным представителем при ратификации парламентом соглашения о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ, подписанного в октябре 2007 г. в Душанбе. Предполагается формирование подразделений постоянной готовности, которые управляются по единому плану из единого штаба.
Появление единой системы управления — самое главное в военном блоке, считает сотрудник Минобороны, в отличие от НАТО в ОДКБ этого не было, что не позволяло называть его настоящим военным блоком. Но новую систему рано сравнивать с объединенным командованием НАТО или Варшавского договора, говорит военный.
В итоговой декларации лидеры стран — членов ОДКБ осудили действия Грузии и заявили, что «призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов», отметив, что «серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ».
Россия хотела бы, чтобы организация развивалась как полноценный военный блок, констатирует руководитель департамента стран СНГ Центра политтехнологий Сергей Михеев, это позволит избежать конфликтов между союзниками и будет подталкивать их к общей реакции на внешние события.
|