Газета «Наш
Мир»
В анкетах, которые
заполняют американцы во время переписей населения, нет вопроса о религиозной
принадлежности. Поэтому даже специалистам трудно оценить как общее число
мусульман в США, так и реальные темпы распространения Ислама в стране. Как
правило, цифры, которыми оперируют федеральные структуры, прочие ведомства и
СМИ, основаны лишь на косвенных сведениях или на мнениях экспертов. По
примерным оценкам исламских организаций США, количество мусульман в стране
составляет 10-11 миллионов человек. Эти данные подчеркивают резкий рост
электоральной мощи мусульман в США.
Мусульмане
расселены практически по всей территории США, однако в стране существуют четыре
региона их компактного проживания. Это восточное побережье США (от Нью-Йорка до
Вашингтона), Калифорния (прежде всего города Лос-Анджелес и Сан-Франциско),
"треугольник" Чикаго–Кливленд–Детройт в северной части страны и
Техас. В Калифорнии проживает большое число выходцев из Ирана. Лос-Анджелес
является вторым после Тегерана городом мира по числу проживающих в нем иранцев.
Выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш предпочитают селиться в Техасе,
поскольку климатические условия в этой части Америки в наибольшей степени
соответствуют их странам. Европейские мусульмане, например, албанцы, боснийцы и
турки, избрали для себя Чикаго. А вот для арабов наиболее подходящим местом
проживания оказался Детройт.
Более половины
американских мусульман – люди с высшим образованием. Примерно каждый третий
мусульманин работает в различных технических областях или в сфере медицины.
Любопытно отметить, что среди них мало журналистов, юристов и
кинематографистов. По данным опроса, проведенного компанией Zogby International
в 2005 году, 36% американских мусульман родились в США, когда их родители уже
стали американскими гражданами. 58% из них закончили колледжи и университеты.
Уровень доходов
американских мусульман несколько превышает средние показатели по стране. Более
половины американских последователей Ислама (52%) составляют средний класс
американских граждан. 28% принадлежат к слою богатых. И только 10% из них имеют
низкий уровень дохода. 77% американских мусульман весьма активно занимаются
благотворительной деятельностью.
По мнению
большинства американских экспертов, Ислам является одной из наиболее активно
развивающихся религий в США. В ходе исследований, проведенных специалистами
Джорджтаунского университета в рамках проекта под названием "Мусульмане в
обществе", было установлено, что рост общины американских мусульман обусловлен
несколькими факторами. Во-первых, ростом числа иммигрантов из мусульманских
стран. Так, например, в 90-е годы прошлого столетия в Америку ежегодно
переселялись около 100 тыс. "этнических" мусульман. Во-вторых, в их
семьях, как правило, больше детей, чем в семьях приверженцев других религий.
Третий фактор – неуклонно растет число новообращенных мусульман.
По данным
Государственного департамента США, американские мечети, численность которых за
последние 10 лет увеличилась почти на четверть, постоянно посещают около 2 млн.
мусульман, примерно треть из них – это новообращенные приверженцы этой религии.
По некоторым оценкам специалистов, их число в мусульманском сообществе США
может составлять от 17 до 30%. В 2005 году организация Американский
мусульманский альянс сообщила, что ежегодно Ислам принимают около 135 тыс.
американцев. Это прежде всего афроамериканцы, женщины и выходцы из Латинской
Америки. Следует отметить, что в настоящее время среди американских мусульман
примерно в два раза больше мужчин, чем женщин.
Специалисты
Совета по американо-исламским связям утверждают, что ежегодно в каждой мечети
около двух десятков американцев сообщают о переходе в Ислам. 64% новых
мусульман являются афроамериканцами, 27% – белыми гражданами и 6% –
латиноамериканцами. Причем новообращенные намного чаще посещают религиозные
службы. Они составляют около 30% постоянных прихожан в мечетях. При этом лишь
треть "урожденных" мусульман регулярно посещают мечеть.
В мае прошлого
года специалисты вашингтонского Pew Research Center провели обстоятельные
социологические исследования. Ими было опрошено около 100 тыс. представителей
различных религий США. Более двух третей американских мусульман (72%) заявили,
что религия играет исключительно важную роль в их жизни. Лишь 28% мусульман
ответили социологам, что в первую очередь считают себя американцами и только потом
– адептами Ислама. Схожие ответы дали и 28% белых евангелических христиан, и
чернокожие протестанты (33%). Они также считают себя в первую очередь
гражданами США, а уж потом христианами.
Половина
американских мусульман считает, что Коран содержит слова Аллаха, совершенно
точно и корректно сформулированные. Такого же мнения придерживаются 66%
евангелистов и 68% черных протестантов относительно истин, изложенных в Библии.
Однако подавляющее большинство американских верующих, принадлежащих к другим
религиям, не столь трепетно относятся к священным текстам.
Несмотря на то,
что белые евангелисты и мусульмане очень похожи друг на друга в своем отношении
к религии, они часто придерживаются совершенно различных политических взглядов.
В этом смысле мусульмане больше напоминают традиционных протестантов и даже
секулярных американцев. Республиканскую партию, которая традиционно опирается
на белых евангелистов, поддерживает примерно одна десятая часть мусульман,
населяющих Америку. Примерно 60% американских мусульман симпатизируют
демократам.
38% американских
мусульман в политическом плане относят себя к "умеренному" крылу.
Среди католиков эту категорию политических пристрастий избрало 46% приверженцев
этой Церкви. Среди протестантов, как и среди атеистов или не заявляющих о своей
принадлежности к определенной религии американцев, таких 40%. Только 3%
мусульман, 4% католиков и 7% протестантов объявили о том, что они
придерживаются "очень консервативных" взглядов в политике.
Более жесткие
позиции, чем другие жители Америки, заокеанские мусульмане занимают и в
вопросах морали. 60% мусульман считают, что государство должно активно бороться
с гомосексуализмом, проституцией, порнографией и абортами. В этом мусульман
готова поддержать пятая часть населения Соединенных Штатов.
|