Газета «Наш
Мир» На прошлой неделе стало известно о закрытии одного из популярных
молодежных журналов, который издавался в России почти десять лет.
Аналитики считают, что это только начало вполне закономерного процесса,
напрямую связанного с экономикой. Из-за экономического кризиса россияне
вслед за гражданами Европы и Америки будут меньше потреблять и больше
экономить. И в результате разлюбят глянец, зато начнут с интересом
читать экономическую прессу и политическую аналитику. Мир
переживает экономический кризис – растет инфляция, рушатся биржи,
ужесточаются условия кредитов, в западных странах увеличивается число
граждан, не сумевших расплатиться по ипотеке, разоряются банки, идут
массовые увольнения сотрудников. Глобальные проблемы в России привели
пока лишь к 15-процентной инфляции, дефолтам нескольких компаний
средней руки и сложностям получения ипотечного кредита. Дальше –
больше. Замедление экономики и рост цен приведут к уменьшению доходов,
и россияне начнут экономить. Как недавно писали «НИ», специалисты уже
фиксируют первые признаки – сокращение потребления соков, отказ от
некоторых продуктов питания или замена их более дешевыми аналогами. Следующий
шаг – отток читателей из глянцевых журналов, крах рекламных СМИ,
падение интереса к развлекательным изданиям и программам, считают в
Институте глобализации и социальных движений (ИГСО). Зато усилится
интерес россиян к газетам, рассказывающим о проблемах общества и
экономики. «Интерес к развлечениям, популярной культуре и моде будет
снижаться. Эти направления могут неожиданно столкнуться с
этико-эстетическим подпольем (наподобие субкультуры панка 1970-х
годов), лучше сочетающимся с проблемным периодом в экономике», –
предрекает главный редактор портала Рабкор.ру Алексей Козлов. Рассуждения
о падении интереса к глянцу не просто теория. Так, на прошлой неделе
стало известно о закрытии молодежного журнала «Молоток», издававшегося
с 1999 года. Механизм кризиса глянцевых СМИ очевиден. Если
доходы россиян начнут сокращаться, то они в первую очередь откажутся от
товаров не первой необходимости. В их число как раз и входят гламурные
издания. Когда нет денег на дорогую одежду и косметику, то читать о них
незачем. С другой стороны, рекламодатели увидят падение интереса
к глянцу. Одновременно у них станет меньше денег, ведь граждане
перестанут покупать их товары. В итоге глянец и рекламные СМИ окажутся
без заказчиков рекламы. Краху подобных СМИ поспособствует тот факт, что
в РФ слишком много журналов. «По данным Гильдии издателей печатной
продукции, зарегистрированных наименований – свыше 23 тыс., что
превышает показатели Европы и США. Стоит учитывать, что около 60 % из
них это «мертвые» издания, которые никто не читает», – сообщила «НИ»
директор отдела спецпроектов издательского дома Independent Media
Екатерина Травинская. По наблюдениям г-жи Травинской, рекламные
доходы глянца ранее росли примерно на 25% в год, но в будущем они могут
немного снизиться. Пока падения заказов она не замечает. «Затруднения в
сбыте товаров будут толкать компании, несмотря на любые материальные
проблемы, к наращиванию рекламного воздействия», – поясняет
руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. В
итоге осенью количество рекламы может возрасти, но из-за обеднения
читателей это не приведет к росту продаж. Рекламодатели разочаруются в
таких изданиях, что может привести некоторые СМИ к разорению. Но
есть и хорошие новости. Общеизвестно, что во времена кризисов резко
усиливается интерес читателей к новостным СМИ вплоть до того, что к
середине дня пустеют полки с газетами в магазинах, а Интернет-сайты
перестают работать из-за наплыва посетителей. По мнению Алексея
Козлова, общественные проблемы, экономика и политика начнут привлекать
больше внимания. Уровень критического восприятия информации поднимется,
что возродит интерес к независимой от правительства политической
журналистике. Возрастет также потребность в серьезном анализе
хозяйственных проблем страны. «Экономический кризис, безусловно, станет
сложным периодом для российской прессы. Одни СМИ окажутся в выигрыше,
другие вынуждены будут уйти с рынка», – подводят итог эксперты ИГСО. Николай Дзись-Войнаровский |